Кристина Томина | Открыто!
Открываю мир
— Он погас! – маленькие кулачки тёрли едва открывшиеся плачущие глазки.
Вчера мне исполнилось три года. Сколько подарков я получила! И маленькое пианино, и гитару с кнопками, и мягкого мишку, у которого в лапах хрустит что-то похожее на крупу. Но главное – у меня появился волшебный фонарик. Всю ночь он лежал рядом и светил мне. А утром бросил меня – взял и погас. Мне сказали, что он сел. Странно: как сел, если он исчез? Видимо, просто устал и сел отдыхать.
Я люблю всё светящееся. Обожаю Новый год, когда улицы и дома светятся. Это похоже на волшебство – свет будто разговаривает со мной.
Мне нравятся говорящие и поющие игрушки. Я думаю, что если предмет не издаёт никаких звуков, он неинтересный. Иногда я подбираю на пианино песни из телепередач и пою. Говорят, что у меня голос, как у Витаса.
Я люблю слушать сказки и стихи. Увы, мама и бабушка часто бывают заняты и не всегда могут почитать. Если бы можно было как-нибудь самой…
Открываю дорогу к знаниям
«Ми-нис… Ми-нис-тер… с-т-вом…»
Что за слова такие? Это же АЗБУКА! Писали бы про кукол и котиков! Какой ещё «минис»?! Не понимаю! Надо звать подкрепление.
– Мама!
– Это титульный лист. На нём пишут название книги.
«…Русская азбука. Учебное пособие по Брайлю. Рекомендовано министерством образования Российской Федерации…»
Первый год учёбы шёл тяжело. Каждая буква давалась с боем. Сколько слёз было пролито! Но случались и трудовые подвиги. Например, на День учителя я сделала своей учительнице Нине Петровне подарок: исписала страницу в тетради её именем. Без отчества, так как к тому времени я покорила только буквы «Н», «И» и «А». На приготовление сюрприза ушёл один вечер и десять переписанных листов. Это был самый необычный подарок ко Дню учителя.
После первого класса дело пошло в гору. В дневнике появились многочисленные пятёрки, дома на полках – почётные грамоты. Уже через десять лет на выпускном вечере в моих руках самодовольно краснел аттестат.
Открываю свои музыкальные способности
Последний день бабьего лета. Мы, ученики первого класса, болтаемся на школьном дворе. Болтаемся в буквальном смысле – на турниках. И болтаем. В самый разгар нашей болтологической конференции к нам подошла воспитательница, а с ней весёлая звонкоголосая женщина, которая предложила мне пойти в школу попеть.
Эта женщина оказалась учительницей музыки. После прослушивания она записала меня в музыкальную школу. Я стала учиться игре на фортепиано. Начался путь постижения музыкальных азов: сперва непростая и долгая постановка рук, затем не менее трудное освоение нотной грамоты, вечерние занятия дома. Однако все эти сложности со временем превратили игру на фортепиано в одно из самых интересных занятий. Я встретила любовь всей своей жизни – музыку.
С сольфеджио у меня тоже складывались хорошие отношения. Из всех учеников я одна не радовалась, когда урок переносили или отменяли. Но любимым моим предметом была музыкальная литература. Педагог так образно описывала произведения, что с каждого урока я уходила словно со спектакля. После таких рассказов невозможно было не начать сочинять музыку. Вскоре у меня появились небольшие фортепианные пьесы.
До конца учёбы я дошла единственной из одноклассников. Финальным аккордом стало получение красного диплома.
Открываю мир авторской песни и поэзии
«Никаких шансов…»
Тяжёлые мысли опускали голову всё ниже. Я сидела в зале Дома культуры и ждала. Это был мой первый конкурс авторской песни.
Мою фамилию назвали последней. Неужели я стала победителем и обладателем главного приза – аранжировки собственной песни?! Счастливая, я выпорхнула из дверей ДК. Мне казалось, что у меня началась новая жизнь, теперь уже как у автора-исполнителя.
На самом же деле… так и случилось. Аранжировкой занималась Анна Васильевна Пахомова – певица, композитор, педагог. Позже она стала моим преподавателем по гитаре и авторской песне и познакомила меня с моим первым педагогом по вокалу – Людмилой Ивановной Алиевой. Благодарю жизнь за то, что свела меня с такими сильными душой, верными искусству, хорошими людьми.
Я открыла для себя мир бардовской песни. Мне стал близок запах дыма от уютных ночных костров, я узнала, как холодна палатка на рассвете, и услышала сотни комбинаций трёх аккордов. Конечно, с тремя аккордами я немного преувеличила. Но оказалось, что можно выразить чувства простой мелодией и глубокими, искренними стихами.
Тогда же я начала участвовать в конкурсах эстрадных исполнителей. Атмосфера на них была уже не такой задушевной, как на бардовских фестивалях. Чувствовалась острая борьба за призовые места. Победы в таких состязаниях приносили мне особую радость и уверенность, а иногда и открывали новые возможности для творчества.
Ярким событием для меня стала победа в телевизионном конкурсе эстрадного вокала. С нами работали профессиональные режиссёры, вокалисты, хореографы. Жёсткая дисциплина телеконкурса стала для многих проверкой на прочность. Во время выступления артист не имеет права расслабляться. Необходимо удержать внимание зрителя, как говорил режиссёр – «умереть на сцене», чтобы достучаться до каждого сердца.
Чем больше в моей копилке становилось концертов и побед, тем безудержнее я желала выступать на большой сцене. И после окончания школы я поступила на эстрадно-джазовое отделение музыкального колледжа, став его первой незрячей студенткой. Необычным для окружающих оказался мой стук грифелем на уроках. В школе, где учащихся по системе Брайля много, стук в классе был привычным явлением. В колледже с этим ещё никто не сталкивался. Поэтому пары, где приходилось делать конспекты (а я человек дотошный, всё важное записываю, ничего не упускаю), стали для педагогов настоящим испытанием. Первое время приходилось писать на коленях под столом. Но потом к моей особенности привыкли.
Порой возникали трудности с проверкой письменных заданий. Но я ещё до поступления продумала возможные варианты – чтение вслух, игра на фортепиано, пение. Преподаватели, видя, что им не нужно думать об условиях для меня, с радостью принимали мои предложения.
Когда обучение перешло в дистанционный формат, мне вновь пришлось убеждать педагогов, что со мной можно работать и онлайн. Иногда добиться признания этой истины удавалось не сразу. Важным для меня тогда стало умение договариваться.
В колледже я познакомилась с джазом. Новое понятие – импровизация – перевернуло всё моё видение музыки. Я начала экспериментировать с песнями, смешивать жанры: джаз и регги, латиноамериканские ритмы и эстраду, рок и народные песни. Парадокс: чем больше я получала знаний, тем сильнее ощущала потребность в них, тем больше мне хотелось ими делиться. Нужно было переходить на новый уровень. Но об этом позже.
Открываю себя
Занятия музыкой невольно притягивают и другие виды искусства. Один из источников моего вдохновения – литература. Свои первые песни я написала на стихи Евтушенко, Филатова, Маяковского. Читая этих и других поэтов, я училась у них и совершенствовала собственные стихи. А недавно окончила курсы литературного мастерства и написала свой первый рассказ.
Английский язык – главный в джазовой музыке. С ним я знакома со школьных лет. Но мне хотелось петь не только на русском и английском. Услышав еврейские народные песни, я так прониклась ими, что пошла на курсы иврита и успешно их окончила.
После знакомства с такими коллективами, как «Песняры», «Сябры» и «Верасы», я поняла, что хочу исполнять их песни и изучать белорусский язык. Его я освоила самостоятельно, а уже позже узнала, что у меня есть белорусские корни.
Главным языком музыки считается итальянский. В этом году я начала изучать его тоже. Влюблена в этот язык! Questa lingua è mia vita! (Этот язык – моя жизнь! [прим. ред.])
Искусство артиста – это не только владение голосом, но и умение двигаться на сцене. А моей грации позавидовал бы разве что медведь… Так в моей жизни появились танцы «Кизомба», три пары спецтуфель с тонкими каблуками, а через несколько месяцев – довольно неплохая пластика.
2020 год стал для меня, как и для всех, особенным. В первый месяц пандемии я пережила творческий и душевный кризис. Было неизвестно, когда можно будет вернуться к нормальной концертной деятельности и учёбе. Писать стихи и песни казалось делом неважным и ненужным. Однако скоро я увидела, что мои знакомые авторы и исполнители делятся произведениями в интернете. Несмотря на карантин, творчество продолжало жить. Я глубже освоила синтезатор, начала создавать аранжировки своих песен и кавер-версии известных композиций.
Когда мне предложили участие в проекте, где люди с ОВЗ могут попробовать себя в качестве художников, я не приняла это предложение всерьёз: где я и где рисование?! Но, подумав, всё же решилась прийти в арт-студию. Вскоре на свет появилась моя первая картина. Мне, конечно, помогали, например, в подборе красок. Направляя рисунок, показывали рукой на спине, куда вести кисть. Я вникала в оттенки цветов, наблюдала за позами людей и животных, чтобы иметь большее представление о разных образах. Начала обращать внимание на визуальные детали в фильмах и спектаклях, на описания природы в книгах, стала наблюдательнее и развила своё внутреннее зрение.
А еще в 2020 году я приняла участие в конкурсе красоты среди особенных девушек и завоевала главный титул «Мисс Оптимистка».
Тратить творческую энергию только на себя неразумно, поэтому…
Открываю вокальную школу
Я давно задумывалась, как можно работать над произведениями с учениками, как исправлять их ошибки. Участвуя в конкурсах, я посещала многочисленные мастер-классы, слушала образцовые произведения эстрады и джаза, училась у исполнителей интересным вокальным приёмам. Всё новое я запоминала, записывала и применяла: помогала знакомым в разборе песен и постановке голоса. Во время пандемии мне предлагали заниматься с коллективами. Но рисковать здоровьем не хотелось, и я решила вести индивидуальные занятия по вокалу в онлайн-формате. Я хочу раскрывать сердца своих учеников так, как когда-то это сделали мои первые педагоги по вокалу и авторской песне.
Сейчас, когда я выбрала свой путь, мне стало ясно, что желание творить не под силу истребить никаким жизненным испытаниям.
Лжи и злости буйство
Душу не обманут,
И дела искусства
Никуда не канут –
Ни в потоки будней,
Ни в забвенье быта,
Если сердце будет
Творчеству
ОТКРЫТО!