Валерия Артемова | Мне не нужен переводчик
Всем добрый день. Хотелось бы сегодня поднять одну непростую тему, которая обсуждалась здесь уже неоднократно. Просто снова решила поделиться своими мыслями, рассказать о ситуациях из жизни.
Вокруг меня и сестры всегда было много зрячих людей, а с тех пор, как мы пошли в университет, мы почти всегда оказываемся единственными незрячими в компании. И нас это не смущает. Поначалу, возможно, немного нервничаешь, но со временем и мы, и люди вокруг нас воспринимают отсутствие зрения абсолютно спокойно. А если в компании начинают ещё и шутить по поводу слепоты, значит, вообще всё шикарно! Мы с Викой это только поощряем, ведь самые жесткие шутки по этому поводу исходят от нас самих.
Мы часто ходим с кем-то в кафе, рестораны и т.д. и там нередко сталкиваемся с ситуациями, когда с нами говорят через находящихся рядом зрячих.
Раньше я думала, что вопросы «А девушке куда тарелку поставить?», «А девушке алкоголь можно?» связаны с тем, что у меня нет зрительного контакта с окружающими (хотя я привыкла поворачивать голову к собеседнику, реагируя на голос) и что люди просто теряются. Но, прочитав многочисленные статьи и истории людей, например передвигающихся на колясках, которые тоже сталкиваются с подобным, я пришла к выводу, что тут, видимо, что-то другое.
Опять же в каждой конкретной ситуации я на это реагирую по-разному: если я вместе с представителем сильного пола, то чаще всего пропускаю такие замечания официантов мимо ушей, давая мужчине, например, сделать заказ за меня (предварительно озвучив его ему), даже когда плачу за себя сама. Многие, читающие этот текст и очень хорошо знающие меня лично, сейчас скажут: «Ну да, конечно, даёт она кому-то что-то за себя сделать». И в каком-то смысле будут правы.
Думаю, что многие незрячие девушки со мной здесь согласятся, ведь часто фраза «я сама» вылетает раньше, чем успеваешь подумать. В таких ситуациях женское «я», которое радуется, что мне подают пальто, придерживают дверь, подают руку, подставляют сильное плечо, уступает незрячему «я», которое подсознательно боится, что окружающие, опираясь на стереотипы, решат, что сама я чего-то сделать не в состоянии. По правде говоря, за последние несколько месяцев мне лучше стало удаваться заглушать незрячую часть, особенно когда речь идет о сопровождении. Возможно, это как-то связано с моим частым посещением вечеров аргентинского танго, где мужчины, например, провожают женщин к столикам, независимо от наличия или (очень редко) отсутствия зрения.
Ребята из университета, зная, что мы с Викой достаточно резко воспринимаем, когда с нами говорят через кого-то, часто сами ставят людей на место: «А девушка рядом с вами что будет?» – «А вы у неё сами спросите, она вас слышит!» Обычно после такого ответа разговаривать начинают именно с нами.
Многое зависит и от незрячих. Я это всегда говорила, говорю и буду говорить. Если мы не будем проявлять инициативу, никто этого за нас не сделает. Отмечая получение диплома, мы с группой пошли на веранду одного ресторана. Немного сумбурно происходил заказ, и я не уловила, с какой стороны подошел официант. Повернув голову налево и направо и так ничего и не поняв, я просто его спросила, с какой он стороны. Молодой человек улыбнулся и обозначился.
Бывали, однако, в жизни ситуации, когда я – человек очень дружелюбно настроенный – выходила из себя. На наш с сестрой день рожденья мы с семьей пошли в ресторан. Повторяя заказ, девушка произнесла: «Мохито».
– Алкогольный, – уточнила я. Отвернувшись от меня, официантка в свою очередь уточнила сразу у всех членов моей семьи: «А девушке рядом с вами восемнадцать есть?» Я – уже опытная, понимающая, что обращать внимание не нужно – вскипела: «Девушке переводчик с русского на русский не нужен. Восемнадцать ей есть, она даже может вам паспорт показать, который, кстати, у неё, а не у окружающих».
Честно, даже не могу сказать, почему так сильно разозлилась. Весь вечер меня немного потряхивало, не от злости, нет, скорее от какого-то бессилия, что ли. Официантка, кстати, в долгу не осталась. В конце вечера, ставя на стол торт, подарок на день рожденья от ресторана, она, намекая на мою резкую тираду или скорее на мой язвительный тон, каким эта тирада была произнесена, уточнила: «Вам, девушка, желаю почаще улыбаться». Забавно, если учесть, что я достаточно улыбчива…
А мою сестру, например, безумно раздражает, когда она расплачивается в магазине, а кассиры протягивают чек сопровождающему. Тогда она тоже может что-то такое сказать, уточнив, что и сама в состоянии чек забрать. Меня ситуации в магазине редко выводят из себя, я, видимо, только на рестораны внимание обращаю… А иногда и сама прошу тех, кто рядом, забрать чек. Действительно, а зачем мне эта «чистая» бумажка, я же всё равно ничего там не прочту.
В заключение скажу: радует, что таких ситуаций с каждым годом становится всё меньше. Но они, к сожалению, есть. И всё бы ничего, просто иногда ну уж очень устаю доказывать окружающим, да и самой себе, что я – такая, как все. Что ж, будем показывать это вместе?
ох, как же это на злобу дня. тоже переодически когда где-то с женой или еще с кем-то из зрячих , люди пытаются информацию, которая предназначается мне доносить через кого-то. меня прям добивают их слова из разряда «ну вы ему скажите» и тому подобное. мы кстати с женой переодически тоже ставим на место людей после таких высказываний.