Алена Капустян | Моё развитие, или дорога к успеху
Здравствуйте! Мысленно пожимаю руку тому, кто прочитает мой рассказ: люблю прикасаться к рукам людей. Это моя особенность – держать человека за руку, чтобы «видеть» его. Меня зовут Алена. Я не только не вижу, но и не слышу. Несмотря на отсутствие зрения и слуха, я веду активный образ жизни и много чем занимаюсь. Я решила поделиться с вами историей того, как я развивалась.
Я родилась здоровой, но в полтора года заболела то ли гриппом, то ли ОРВИ, после чего полностью потеряла слух. Правда, причина потери слуха до сих пор не установлена точно. Мои родные были в отчаянии: они не знали, что со мной делать, каким образом купить дорогостоящие слуховые аппараты. Но один из питерских родственников, узнав о моей проблеме, сразу позвал нас к себе в город на консультацию к специалисту-сурдологу. На консультации меня проверяли, делали аудиограмму и в итоге надели слуховые аппараты, купленные тем самым родственником. За это я ему очень благодарна, ведь с того момента я почти не снимаю аппараты: без них мне некомфортно и страшно.
После получения слуховых аппаратов я три года ездила в Москву в сурдоцентр к логопеду (жили мы в посёлке Демихово Московской области). Там меня учили слушать и говорить по методам Эмилии Леонгард, то есть я не знала ни дактиля (пальцевая азбука), ни жестового языка, только слушала или считывала речь собеседника с губ. В четыре года у меня появилось косоглазие, и пришлось бегать по врачам, обследоваться. В конце концов мне решили делать операцию по замене хрусталика в одном из глаз. Но, к сожалению, операция прошла неудачно, и я лишилась зрения.
Задумывалась ли я, как общаться с людьми, если я не могу считывать с губ речь? Нет. Я была очень активным ребёнком и, не обращая внимания на свои проблемы, стремилась только к радости. Я всей душой верила, что всё возможно и любая проблема – ерунда.
Через три месяца после потери зрения я приехала в Сергиево-Посадский интернат для слепоглухих. Когда я ещё видела, я часто ходила с двоюродной бабушкой к ней на работу в школу (она была учительницей начальных классов), изучала там буквы и цифры по «зрячим» книжкам. Благодаря этому я научилась писать и читать по-зрячему. Так вот, собираясь в интернат, я думала, что там все будет так же, как в обычной школе. Но там я впервые увидела вместо зрячих букв шрифт Брайля. У меня была хорошая память, поэтому я быстро выучилась читать рельефные буквы, печатать на брайлевской машинке.
Помню тот момент, когда мне из школьной библиотеки принесли большую книгу «Золотой ключик». Я до этого читала маленькие рассказы, написанные простым языком, а тут большая сказка… Открыла первую страницу и поняла, что ни одного слова не знаю. Однако я решила постараться: читала, пыталась определить слова, просила у педагога или мамы объяснения каждого из них. Наконец я не только научилась читать большие рассказы, но и в целом полюбила чтение.
Училась я неплохо, получала одни пятёрки. До самого выпускного я изучала школьные предметы по учебникам, общалась по этому поводу с педагогами, если они были свободны от занятий с другими детьми. Пока не было брайлевского дисплея (устройство для ввода и вывода информации шрифтом Брайля с ПК и смартфона [прим. Ред.]), я выполняла домашние задания на бумаге с помощью прибора для письма по Брайлю и грифеля. Математика мне давалась легко: с детства я умела считать, решать задачи. Когда начались алгебра и геометрия, мне уже стало неинтересно, но я сделала всё ради учителя, сдав выпускной экзамен по математике на пять. Однако самым любимым предметом у меня была литература.
Брайлевский дисплей появился, когда мне было четырнадцать лет. У меня не было возможности ходить на компьютерные курсы, поэтому я освоила работу на компьютере самостоятельно. В школе я тоже им пользовалась: писала на нём сочинения и изложения по русскому языку и литературе и контрольные работы по некоторым предметам. С компьютером меня допускали на экзамены, и на одном из них я ответила в виде сочинения на непростой вопрос: «Как детские впечатления влияют на жизнь человека».
Мне сложно объяснить, как я вообще развивалась, узнавала о жизни, потому что почти все школьные годы провела за книгами. Вероятно, я воспитывалась на книгах, и они были для меня лучшими друзьями. Они подарили мне представление о том, как общаться с людьми, как преодолевать любые трудности, каков смысл жизни, какие в настоящее время существуют науки и так далее. Философия и психология были моими любимыми науками: мне хотелось побольше знать о людях, ведь они довольно разные, и надо понимать, как к ним относиться, как воспринимать их поступки и заботиться об их психике.
Однажды я по приглашению моего будущего драматурга поехала в Театр наций. Сама не знаю, зачем я это сделала, но в душе надеялась, что приобрету там что-то новое. Так и вышло: с того момента моя жизнь кардинально изменилась. Я пришла в театральный проект «Прикасаемые» и сразу начала работать актрисой. Конечно, у меня нет актёрского образования, но я побывала на всех репетициях, в театральных лабораториях и на мастер-классах «Прикасаемых», много чему научилась. Репетиции одноименного спектакля стали для меня уроками жизни: я научилась не только общению с людьми, но и самостоятельности. То есть театральная работа для меня не развлечение, а процесс развития. Мы со зрячеслышащими актёрами чаще всего играли в чрезвычайные ситуации, и благодаря этому я получила представление о том, как человек чувствует себя во время пожара или наводнения. Помимо этого мы занимались пластикой, делали разные упражнения, необходимые для тела, учились передавать эмоции через прикосновение. Чтобы на сцене не было видно, что мы слепоглухие, зрячеслышащие актёры использовали для нас сигналы (подсказки), и мы, опираясь на них, двигались по пространству сцены. Всё делалось через прикосновение, оттуда и произошло название «Прикасаемые». Мне такие репетиции помогли развить способность чувствовать людей, их состояние, эмоции, энергетику, которые до этого я почему-то не замечала.
В театральных лабораториях мы рисовали ароматными красками, лепили из пластилина, по-своему играли на музыкальных инструментах – всё это я испробовала, чтобы понять, что мне нравится, а что нет. С людьми я знакомилась почти каждый день и с их помощью развивалась. Мне трудно объяснить, как это получалось. В общем, у меня в течение пяти лет работы в театре было много трудностей, но я их не забываю, потому что они для меня – уроки жизни.
Жизнь действительно их преподавала, и я исправляла свои ошибки, желала, чтобы каждая моя мечта сбылась несмотря ни на что. На первый взгляд осуществить мечту сложно, но я вас уверяю, это всегда возможно. Не стоит бояться своих ошибок: они нужны, чтобы понять, по какой дороге лучше идти, как поступать, когда сталкиваешься с трудностями на пути к мечте. Самое интересное – искать выход из очень непростой ситуации. Немного напоминает задачу по алгебре. Я долго этому училась, и сейчас мне легче справляться с любыми ситуациями. Этому меня научил всё тот же театр.
С первого класса я также занималась керамикой: лепила разные сложные статуэтки, рельефные картины, колокольчики, вазы в виде египетских колонн, композиции из древнего мира. Я придумывала композиции, которые были бы интересны и в которых было бы много пластических движений. Например, однажды я придумала и слепила композицию «Погоня за лосем». Представьте себе: лось бежит по болотным кочкам, а за ним гонится стая волков; один из волков, самый молодой и ловкий, почти догоняет бедного лося, но тот продолжает бежать во весь дух. Эта композиция запомнилась мне больше всего. Наверное, я бы назвала её по-другому: не «Погоня за лосем», а «Сила духа». Лось не хочет стать жертвой волков, бежит, несмотря на свою усталость, дальше и дальше, и я уверена, что он спасется от волков. В основном мне нравилось лепить людей. На керамике я творчески развивалась, а театр продолжил это развитие.
Однако в последнее время керамика мне надоела, и я переключилась на массаж. Не представляла, что в нём кроется, а когда пришла на курсы по классическому массажу, поняла, что это как керамика: общение с человеком и не только с ним, приобретение полезных знаний о живой природе. Только вместо глиняных людей – живые люди… При массаже необходимо растереть до красноты кожу, чтобы расслабить мышцы, потом обработать их с помощью приёмов разминания; с глиной почти то же самое, да и с пластилином, ведь он бывает твёрдым, и перед началом работы его нужно размять, сделав более мягким и тёплым. Через кожу я чувствую состояние человека и думаю о том, как можно помочь ему восстановиться, привести в норму не только его мышцы, но и психику или нервную систему. Пока на этом остановлюсь, ведь я только начала строить карьеру массажиста.
В настоящее время я являюсь студенткой колледжа РГСУ, учусь на социального работника. На пары меня сопровождают два тьютора-ассистента: они сменяют друг друга, каждый из них работает в удобное для себя время. Тьюторы переводят лекции на компьютер, и я одновременно читаю на брайлевском дисплее, а затем сохраняю их в файл, чтобы потом ещё раз повторить и подготовиться к контрольной работе или зачёту. Проблем с учёбой у меня почти нет, потому что там всё в электронном виде. Причин поступления в этот колледж было много, но в первую очередь я хочу получить недостающие знания, социализироваться в обществе зрячеслышащих, учиться самостоятельной жизни и развиваться в лучшую сторону.
Хочу сказать вам, читателям, что в жизни всё возможно и что вам не стоит грустить, а только радоваться всему. Буду очень благодарна, если кто-то из вас прочитает мою историю, захочет пообщаться со мной. Пишите мне, пожалуйста, если будет желание, я буду очень рада новому знакомству. Успехов вам, прекрасного настроения и побольше радостей!
Аленочка, ваша жизнь и любовь к этой жизни дают мне силы, у моего ребёнка 5 месяцев проблемы с глазками, отслойка сетчатки, на левом операцию сделали, а на правом отказываются. Да и про левый ничего не гарантируют. Мне было так страшного за него и за всю нашу семью, казалось что лучше не жить. А сейчас напала на эту группу и вдохновляюсь историями. В интернете такие страшные вещи описывают, советом никто помочь не может. И вдруг такие светлые истории. В нашей стране о слепых говорят только в день Слепых, а потом всем все равно. Я раньше работала в ФМС, если какая-то консультация с документами нужна, спрашивайте, если смогу-то помогу.
Спасибо Вам, что поделились своей историей. Пишите, если будут какие-то вопросы. постараемся помочь по мере сил.