Алия Нуруллина заходит в вагон трамвая

Алия Нуруллина | Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — неизвестность

Довольно частый и, надо сказать, логичный вопрос как со стороны зрячих, так и незрячих: как же пользоваться общественным транспортом, не имея зрения? Если коротко, то ничего сверхъестественного в этом нет, все осуществимо. Но, безусловно, есть определенные нюансы, о которых я постараюсь рассказать.

Наземный внутригородской транспорт

Здесь все довольно просто, по крайней мере в Питере, где я постоянно нахожусь. Практически на всем электрическом транспорте и автобусах объявляются остановки, плюс часто кондукторы подходят и спрашивают, где мне нужно выходить, а затем напоминают, когда мы приближаемся к нужной остановке.

Но, естественно, не все безоблачно. Иногда информатор ломается, а водителю лень называть каждую остановку. И хорошо, если информатор вообще не работает. А иногда он вроде бы говорит, но совсем не те остановки. Например, недавно я столкнулась с тем, что он произносил их с опозданием, а как-то был случай, когда он называл остановки, соответствующие обратному направлению движения. Поэтому в любом случае нужно быть внимательным и слушать, что раздается через громкоговоритель транспортного средства. Если я вижу, что что-то идет не так, я или просто считаю остановки, если их не много и если это знакомый маршрут, или уточняю текущую остановку у пассажиров или кондуктора. Но всегда для подстраховки я стараюсь запустить GPS-навигатор на смартфоне, чтобы примерно понимать, где я нахожусь.

Но не во всех городах все так красиво. Я слышала, что в некоторых маленьких городках в принципе ничего никогда не объявляется или объявляется эпизодически. Как, например, в городе Казани, где я провела все детство и юность и куда приезжаю каждое лето. Вот там всегда не проехать нужную остановку – это квест! Я помню свои ранние студенческие годы, когда я довольно плохо ориентировалась, когда мои коммуникативные навыки были довольно слабыми и когда в некоторых автобусах остановки в принципе не объявлялись. А ехать мне нужно было минут 30-40. GPS-навигатора тогда у меня не было, а когда он появился, я не особо понимала, как это все работает. Некоторые незрячие считают повороты, но я не умею этого делать. Да и в те времена я полдороги тупо спала, так что мне было не до поворотов.

Сначала я просила кондуктора сказать мне, когда будет моя остановка. Но, после того как они несколько раз забывали это сделать и я приезжала не туда, куда мне нужно, я поняла, что этого недостаточно. Хочу сразу обозначить: кондукторов винить в чем-то не стоит, они люди, а не роботы, и могли банально забыть. Поэтому я поняла, что надо спрашивать. Конечно, не на каждой остановке, но довольно часто. Например, если я знаю, что мне ехать не меньше получаса, бессмысленно спрашивать через пять минут с того момента, как я села в автобус. Но уже минут через 20 нужно уточнить текущую остановку, чтобы понимать, сколько еще осталось.
Конечно, если это маршрут, которым регулярно пользуешься, нужно запоминать названия остановок и что после чего идет. Если же это незнакомое направление, то реально приходится спрашивать практически на каждой остановке. Такие эпизоды у меня бывали и в Питере. Иногда люди обижаются, когда десять раз переспрашиваешь. Они думают, что я им не доверяю. Здесь ничего личного, но это действительно так: когда ты несколько раз уехал в неизвестном направлении ты будешь предусмотрительней. Я обычно просто объясняю, почему я так настойчива. Не считаю чем-то зазорным спрашивать у кого бы то ни было. Так делают многие другие пассажиры, особенно кто является не местным в городе или районе.

Возвращаясь к Казани, там было все немного веселее, чем где бы то ни было. До сих пор в казанских автобусах есть мода проезжать некоторые остановки, которые являются не особенно популярными. И объявление остановок происходит, вероятно, по тому же принципу. И кондукторы почему-то не всегда могут ответить, на какой остановке мы находимся. И это не проблема языкового барьера. Признаюсь честно, казанские автобусы – стресс для меня. Я предпочитаю, где это возможно, ездить на метро.

В прошлом году мы были в Казани с моей подругой-американкой. Она зрячая, но знает русский не в совершенстве, поэтому ей трудно быстро прочесть названия остановок, да еще сквозь окна, заклеенные рекламой, а я слепая, но знаю город лучше, поэтому могу спросить. Но, как уже говорила, не всегда мне отвечали на поставленный вопрос. В итоге как-то мы с ней таки проехали нужную остановку. Благо было лето, и мы прошлись пешком.

Кто-то спросит, что же делать, если проехал остановку? В случае с моей подругой было проще всего, т.к. она все же видела. Но такое происходило со мной и тогда, когда я ехала в одиночку. Не так уж часто, но бывало. Ответ один – спрашивать. Здесь важно понимать конечную точку, куда нужно попасть. Ну и лучше, конечно, хотя бы немного ориентироваться на местности, чтобы опять не туда не отправили по незнанию.

Помню свой первый раз, когда я поняла, что оказалась не там. Я ехала в универ, а водитель почему-то решил остановиться не на привычной остановке, а чуть подальше, буквально в 200 метрах, у рынка. Помню сначала свое недоумение, а потом страх, что я опоздаю на пары. Я решила тогда, что я спрошу у людей и мне помогут добраться до универа. Но вот беда: на рынке никто не знал, как туда дойти и где он вообще. Они могли помочь лишь выйти из территории базара. Вышла, спросила еще кого-то, дошла. Попутно примерно запомнила направление. И поняла, что не бывает безвыходных ситуаций, что люди готовы помочь. После я уже была готова к таким ситуациям.

Отдельная тема – это маршрутки. Это то, чего я стараюсь всеми силами избегать. И не только потому, что они платные, в отличие от социальных автобусов. Это как раз наименьшая проблема. Жесть начинается уже тогда, когда нужно сесть на маршрутку, особенно на малолюдных остановках.
Социальный транспорт любого типа обязан открывать двери на всех остановках. Опять же это бывает не везде, но чаще всего это работает. И я уже действую по ситуации: либо спрашиваю у тех, кто стоит на остановке, какой номер транспорта, либо просовываю голову в дверь и стараюсь добиться ответа у тех, кто внутри. Либо пользуюсь специальным устройством «Говорящий город», который позволяет узнать номер и направление транспорта, не прибегая к чьей-либо помощи, хотя это применимо сейчас в основном только к электрическому транспорту. Но как видно, так или иначе проблему с попаданием в транспортное средство решить можно. А с маршрутками это все работает только на крупных остановках, где много людей и она железобетонно остановится. Но немало мест, которые маршрутки просто проезжают, если никто не помашет рукой с просьбой притормозить. Сами понимаете, постоянно махать рукой в надежде наконец остановить нужный транспорт не самая лучшая идея.

Если как-то удалось попасть в маршрутку, начинается проблема, как выйти на нужной остановке. Но здесь работают все те же принципы, что я описала выше. Спрашиваем, пользуемся навигатором, если есть, ориентируемся на время. Еще можно попросить водителя, чтобы он назвал нужную остановку, но опять же нужно страховаться, потому как он может забыть.

Но даже если удалось выйти там, где надо, маршрутки часто останавливаются где попало. Поэтому какое-то время может занять, пока получится сориентироваться на местности. В данном случае опять же нужно будет уточнять у прохожих, возможно, просить их показать известные вам ориентиры. Именно поэтому маршрутка – это последнее, чем я буду пользоваться. Обычно это происходит тогда, когда нет иных возможностей добраться куда-либо, либо же зимой, когда уже без разницы, куда садиться, лишь бы не стоять на морозе.

Пригородный транспорт

Здесь объявление остановок – большая удача. У нас в Питере есть некоторые направления, где стоят информаторы. Но на это надеяться не стоит. Это большая редкость, да и то в больших автобусах. Но чаще в пригород идут маршрутки, которые и в пределах города абсолютно недоступны. Поэтому проблемы здесь все те же, только умноженные в несколько раз. Если в городе я и окажусь не там, где нужно, я с большой вероятностью найду людей, которые помогут мне сесть на другой транспорт и уехать туда, куда я изначально направлялась. А в пригороде все сложнее.

Например, как-то мы ехали с мужем к родственникам на дачу. И нужно было выйти на 61 километре, у столба. То есть вы понимаете всю щепетильность ситуации? Если бы мы вышли, допустим, на 60 километре или не у того столба, было бы очень весело, потому что мы бы оказались тупо посреди поля. Конечно, это не необитаемый остров, и там есть какие-то люди, но все это было бы уже куда сложнее и дольше. Поэтому пригородные направления – это стресс. Здесь нужно спрашивать в 1534 раза чаща, и плевать, что вы всех достали своими вопросами.

Мы тогда вышли у нужного столба, слава Богу. Поэтому я не могу рассказать об опыте, как выбираться из полей. Да и ни к чему такой опыт. По крайней мере нарываться на это не следует. Поэтому единственное правило – не стесняться быть настойчивым, назойливым, не бояться застрять у всех в печенках, потому что адекватные люди поймут, а тем, кто будет раздражаться, остается только пожелать никогда не оказаться в подобной ситуации.

Поэтому для пригорода я больше люблю электрички. Там фиксированные остановки, которые еще и объявляются. На крупных вокзалах можно воспользоваться службой сопровождения, чтобы сесть в нужную электричку и выйти из территории вокзала. Но безусловно, есть маленькие станции, там никаких служб нет. Здесь уже нужно договариваться с теми, к кому вы едете, о встрече. Меня всегда встречали, хотя на перрон нельзя пройти просто так – нужен специальный билет для встречающего. Часто контролеры пропускают, если объяснить ситуацию, но нужно быть готовым ко всему.
Поэтому опять же здесь важны коммуникативные навыки. Можно, оказавшись на перроне, начать плакать, увидев, что никто не встретил, а можно пытаться поймать других пассажиров и попросить помочь довести до выхода. Тем более что выход обычно один, и все так или иначе туда идут. Если же нужно сесть на маленькой станции, лучше, чтобы кто-то проводил. Я не садилась ни разу без сопровождения. Но я думаю, что в крайнем случае опять же язык до электрички доведет.

Остановки, как я говорила, обычно объявляются, но не всегда это помогает. Как-то в Питере в электричку зашел дядька, который очень душевно пел «Город, которого нет». Так душевно пел, что никаких объявлений не было слышно. Но он хотя бы вышел на следующей остановке. Куда веселее было в Москве. Я ехала с Ярославского вокзала в маленький город Фрязино. Ехать надо было больше часа. Каждая остановка объявлялась. Казалось бы, красота. Но нет! Я не смогла разобрать ни одного слова из того, что говорил машинист! Почему-то информатор отключился, поэтому объявлял он, а микрофон работал плохо. Поэтому долетали лишь какие-то обрывки звуков. И это уникальное чувство, когда ты вроде бы все слышишь, но ничего не понимаешь. Символично было, что я ехала на семинар по обучению слепоглухих. Я была благодарна Богу, что мне нужна конечная станция, а не промежуточная. Опять помог навигатор и люди вокруг. Но я не перестала любить электрички.

Дальние путешествия

Здесь я могу рассказать только о поездах. На самолетах летала, но очень давно и мало. Я больше люблю поезда. Это чаще дешевле и как-то для меня милее. Я очень люблю спать под стук колес, люблю плацкарт, особенно когда соседи разговорчивые, люблю РЖДшные подстаканники. Даже в очереди в туалет с утра есть что-то особенное.

На самом деле поезда сейчас очень доступны. Служба содействия мобильности компании РЖД работает очень хорошо. Обычно они всегда помогают сесть в поезд, уложить вещи, а затем встречают, сопровождают по вокзалу, доводят, куда нужно. Было время, когда я не пользовалась этой службой. Просто приезжала на вокзал и просила других пассажиров помочь дойти до поезда и найти вагон. К сожалению, без зрения самостоятельно сделать это невозможно и даже опасно. Поэтому кто-то сопровождать в любом случае должен. Постепенно я поняла, что служба мобильности часто лучше, потому что помогать – это их работа, поэтому и просить с них можно больше. Да и добраться с ними получается часто быстрее.

Но конечно, бывает, что что-то идет не так и сотрудники службы сопровождения не встречают меня с поезда. Тогда опять же старый-добрый метод обращения к другим пассажиром. На вокзале сложно просить помощи, потому что все обычно бегут с квадратными глазами, но все равно рано или поздно кто-то отзовется.

Сами поезда обычно типовые. Поэтому я довольно быстро освоилась в них и начала ориентироваться. Коридор узкий, свернуть особо некуда. Туалет обычно в одной стороне, проводник – в другой. Поезд, кстати, — это единственное место, где я хожу без трости, потому что места мало и можно и самой запнуться об нее, и кому-то другому подножку поставить. Поначалу мне какие-то нюансы были непонятны, но всегда можно было спросить или у проводницы, или у других пассажиров. Как правило, все готовы помочь, где нужно, или подсказать.

Самое сложное для незрячего в поезде, наверное, — это поиск своего места. Днем обычно соседи останавливают, если я промахиваюсь, но самое интересное – это ночь! Я стараюсь брать 38 или 54 места. Это верхние боковушки или у туалета, или у проводника. Да, я не считаю эти места отстойными, я, наоборот, сожалею, когда они уже заняты. В этом случае найти свою полку нетрудно. Но недавно я ехала в Москву и обратно, и удалось найти билеты только в середине вагона. И вот тут нужно включать фантазию.

Два часа ночи. Все спят. А естественным потребностям организма, как вы понимаете, не объяснишь, что время сейчас не очень подходящее. Что делать? Слезла с верхней полки, как мне кажется, бесшумно. Кстати, я всегда беру верхние, потому что больше их люблю. Потом отчаянно сопротивляюсь, когда проводники из лучших побуждений хотят поменять меня с кем-то. Спрыгнуть несложно: держишься за ограничитель и сползаешь на пол. А дальше нужно было придумать, как вернуться. Уйти-то легко, а вот обратно прийти…

Я поставила сумку на край полки так, чтобы она чуть-чуть выпирала в коридор. В таком положении ее можно было легко найти рукой. По пути обратила внимание, что кто-то слушает музыку в наушниках, затем обнаружила чью-то свисающую ногу. Ну и попутно пыталась, пользуясь эхолокацией, считать купе. Вернулась правильно с первого раза. Нога и человек с музыкой очень помогли. Ну и идея с сумкой была удачной.

Оставалось только обратно залезть наверх и наконец уснуть. Чтобы забраться на верхнюю полку, зрение не нужно, нужна сила в мышцах. Кто-то опирается на две верхние полки, а я просто держусь за поручни и подтягиваюсь. Естественно, перед этим нужно встать на край полки нижнего соседа. Но это плацкарт, тут сдвинуты границы личного пространства. Все прошло удачно, за исключением того, что спала я плохо, но это уже не относится к теме.

Конечно же, в поезде остановки не объявляются. Это может быть неудобно, если есть желание или потребность выйти на станции с длительной стоянкой. Я обычно заранее смотрю маршрут поезда на сайте РЖД и слежу за временем. Опять же есть навигатор. И всегда можно спросить проводника. Проспать тоже не получится, потому что они обычно будят людей заранее.

Многие думают, что поезда грязные, с клопами и тараканами. На самом деле это не так. Как бы ни ругали РЖД, сейчас намного больше порядка: все относительно чисто, не стерильно, но приемлемо. Если на борту появляется дебоширы, их высаживают. Поэтому ездить стало относительно безопасно и спокойно.

***

Как всегда вышло много букв, но я постаралась дать полную картинку. Несмотря на описанные сложности, я не стала меньше пользоваться транспортом. Да, бывают различные казусы. Иногда они причиняют неудобства, стресс, дополнительные материальные траты. Но куда эффективнее относиться к этому как к веселому приключению. Я благодарю Бога за те моменты, когда я приезжала не туда, когда что-то шло не так. Это многому меня научило: общаться с людьми, быть внимательнее, лучше знать город. А главное, такие ситуации учат меня доверять Богу и вспоминать, что все в Его руках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *