Чайзат Ондар | Что такое слепой в понимании зрячего человека?
Раньше из незрячих я знала только эстрадную певицу Диану Гурцкую, образ которой интриговал: как она живет без зрения, как заботится о себе и о своей семье, выбирает наряды и многое другое. Поступление на специальность «тифлопедагог» разрушило многие мои представления о незрячих. Например, до поступления мне казалось, что все они льют слезы и ищут чудесное лекарство, чтобы вернуть зрение, привыкли к тому, что остальные все делают за них. Однако, обучаясь в одной группе с двумя незрячими девочками, Таней и Настей, я быстро убедилась в обратном.
Девочки помогли развеять ряд мифов, расширили мои представления о возможностях незрячих. Вначале я не знала, как с ними общаться, проявляла сочувствие, была уверена, что они нуждаются в постоянной поддержке и внимании. Я считала, что утрата зрительных функций для них – большая трагедия, инстинктивно бежала к ним, чтобы помочь подняться по лестнице или перейти дорогу, не думая, что до этого они уже как-то справлялись без меня. Но всё оказалось наоборот.
Девочки поразили и вдохновили меня упорством в учебе. Из-за недостатка зрительных возможностей незрячие зачастую более старательны, чем мы. Человеческий мозг чрезвычайно адаптивен и способен извлечь максимум из имеющихся данных. Недостаток зрения восполняется за счет других органов чувств, благодаря чему незрячие отлично адаптируются. Яркий пример – моя подруга Таня, которая живет в студенческом общежитии, обслуживает себя самостоятельно, готовит, передвигается по городу, организует свой досуг. И таких незрячих очень много. Да, есть вещи, которые немного сложнее делать, например, готовить. Но сейчас все это проще благодаря измерительным приборам и другим специальным товарам для быта. Существует много устройств с речевым выводом, которые позволяют свободно ориентироваться в пространстве, создают комфортную и безопасную среду, помогают в учебе и работе.
В процессе тесного общения с подругами многие мои предубеждения развеялись. Я даже порой забываю, что девочки не видят. Более того, они мне помогают больше, чем я им, выручают с учебой, поддерживают морально при жизненных трудностях, своим примером учат упорству и другим необходимым качествам.
Проблема зрячих в том, что мы ориентируемся больше на оболочку, а не на то, что человек собой представляет. Есть незрячие люди, которые реализовали себя в творчестве или построили карьеру, стали успешными и ценными специалистами. Есть спортсмены-паралимпийцы, которые становятся чемпионами. Поэтому нам, зрячим, полезно понять, что незрячие – это люди, которых не надо водить за ручку (может быть, только если они сами попросят). К ним не надо подходить с сюсюканьем, их незачем жалеть.
Благодаря достижениям современной медицины и науки многие люди с ОВЗ в наши дни могут социализироваться и вести полноценную жизнь, несмотря на свою особенность. Они могут реализоваться, получить образование, создать семью или путешествовать, найти силы и воплотить в жизнь собственные стремления. Спасибо моим девочкам за то, что они такие, какие есть, – это здорово. Я многому у них научилась и многому еще научусь.