На фото здание Технического музея в городе Брно, Чехия

Элишка Глуши | Моя любимая работа

Музей слепых в г. Брно, основанный 5 мая 1992 года чехословацкой Федерацией незрячих и слабовидящих, создавался на базе частной коллекции экспонатов доктора философских наук Йозефа Смыкала. Тогда музей располагался в помещениях фонда – дома поэта Йозефа Халоупки. В 1994 г. музей перешел в ведение Чешской унии незрячих и слабовидящих, а с 1 января 1997 года – в ведение основанной тогда Объединенной организации незрячих и слабовидящих.

Поскольку число экспонатов росло, а в прежних помещениях уже не хватало для них пространства, коллекция Музея слепых была переведена в Технический музей г. Брно, где она существовала в рамках музея в форме отделения истории слепых. Позже отдел несколько раз менял своё название, и с первого июля 2014 года он именуется «Отдел документации истории слепых» Технического музея г. Брно. Я работаю в нём на одной из экспозиций, которая называется «Культура незрячих».

Я пришла в музей в июле 1995 года на должность научного сотрудника на неполный рабочий день. 1 ноября 1996 года меня назначили заведующей музеем. Скажу честно: когда мы в 2000 году перешли в ведение технического музея, мои зрячие коллеги приняли меня не совсем так, как мне хотелось бы. Некоторые из них признавались, что раньше никогда в жизни не встречали незрячих людей. Им очень хотелось научиться у меня общению с незрячими на случай, если один из них однажды посетит музей, так что с самого начала своей работы я проводила для этих коллег семинары и на нашей экспозиции показывала им, как жили незрячие в разные периоды мировой истории.

Позже мы с моей зрячей подругой создали для них плакат, где сосредоточили внимание на обращении с посетителями – инвалидами по зрению. Сейчас в нашем отделе есть инструкторы, которые показывают, как жили и живут незрячие и слабовидящие. Я тоже регулярно принимаю участие в музейных мероприятиях и могу сказать, что мои коллеги очень интересно рассказывают школьникам об истории и современности незрячих. Когда приходят Столы с пишущими машинками и витрины музея, мои коллеги обращаются с ними очень внимательно и открывают в нашей и других экспозициях витрины, экспонаты которых можно посмотреть руками.

Однажды мы с коллегой сопровождали в нашей экспозиции группу школьников, и одна девочка из группы сказала нам: «Я бы очень хотела быть слепой». Я сразу объяснила ей, что тогда ей бы пришлось заново учиться делать даже простые вещи. Она быстро поняла, что пот, оропилась с выводами.

Наша экспозиция занимает площадь двести квадратных метров и расположена на втором этаже. В том же зале находятся еще три экспозиции: салон механической музыки, выставка ремесел и экспозиция «От тамтама к Интернету». Первое, с чем встречаются посетители нашего музея, – это панели с краткой историей возникновения экспозиции. Возле них находятся три бюста: Валентина Гаюи, Луи Брайля и чешского композитора и основателя журнала «Зора Карел» Эмануела Мацана. Далее расположено два больших стола, на которых демонстрируются разные большие тифлоприборы, например витрина с разными рельефными шрифтами Уильяма Муна, Иоганна Вильгельма Клейна, бостонский рельефный шрифт и другие. Позади этих столов в высоком книжном шкафу хранятся книги на разных видах рельефной латиницы и шрифта Брайля, напечатанные на разных языках: английском, немецком, болгарском и русском. В соседнем шкафу представлены разные типы магнитофонов, а также кассеты и катушки с записями аудиокниг.

Напротив этих столов стоят четыре пишущие машинки с металлическими и пластмассовыми матрицами. Машинки нам подарили директора пражской библиотеки для слепых. Я горжусь этими машинами. Таких мы нигде больше не видели, только в музее слепых в Берлине. В углу находятся 19 витрин, которые я открываю, если приходят незрячие и слабовидящие посетители. Там представлены тифлосредства меньшего размера: разные приборы для письма по Брайлю или плоскопечатным шрифтом, грифели, различное типографское оборудование для работы с рельефно-точечным шрифтом. Также здесь собрана коллекция игрушек, в которую входит и самая старая игрушечная корова. Это игрушка из дерева, которую один родитель сделал своему незрячему ребенку, чтобы он мог получить представление о том, как выглядит корова. В этой коллекции хранятся тифлоприборы, сделанные зрячими или слабовидящими учителями физики, математики и других дисциплин. Здесь также находятся тифлоприборы Семевского и других иностранных тифлологов. Возле этих витрин есть еще одна невысокая, но длинная витрина: в ней экспонируются разные приборы для щеточников, корзинщиков и настройщиков фортепиано.

 

Помимо постоянной экспозиции, у нас имеется хранилище на четвертом этаже, где также располагается много тифлоприборов. Некоторые тяжелые экспонаты должны находиться в другом помещении Технического музея.

Моя роль в отделе заключается в сопровождении разных посетителей, в том числе незрячих. Я также занимаюсь сбором исторических и современных тифлоприборов и книг по тифлологии, а также пишу разные статьи в чешские и иностранные журналы о том, какие предметы мы принимали в наш отдел и т.д. Мне необходимо знать много об истории незрячих. Моя работа мне очень нравится, и, когда я в отделе одна, мне помогают с планированием выставок мои любимые коллеги из Технического музея в Брно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *