Кристина Павлова | Ломать барьеры не так сложно, как кажется
Здравствуйте, друзья! Сегодня я хочу рассказать о прекрасной поре студенчества. У меня положительный опыт коммуникации со зрячими студентами, поэтому я надеюсь, что смогу вдохновить кого-то поступать в высшие учебные заведения и прокладывать свой собственный путь.
Не помню точно, в каком возрасте я решила стать журналистом. Меня всегда привлекала эта сфера. Я видела себя в роли радиоведущей и хотела брать интервью, помогать людям раскрыться с неожиданных сторон. В одиннадцатом классе я решила поступать на журналистику в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Это довольно престижный вуз, в одном ряду с МГУ, МГИМО и т.д. Поэтому многих моё решение повергло в шок. Одни говорили, что в академии все блатные, что меня будут чморить и смотреть свысока.
Мои уверения в том, что отношение к человеку зависит и от самого человека и что я не собираюсь быть в роли забитой девочки, мало помогали. Другие считали, что мне будет сложно поступить на журналистику, ведь это довольно востребованное направление, и вообще непонятно, как я буду учиться и работать по профессии, я же не вижу. Но были и те, кто верил в меня и поддерживал.
Я решила твёрдо идти к своей цели и сделать всё возможное, чтобы у приёмной комиссии не осталось сомнений в том, что я могу по праву занять бюджетное место и учиться в академии. Мне удалось закончить школу с золотой медалью и успешно сдать ЕГЭ. Впереди была подача документов и творческий конкурс.
Когда я пошла подавать документы, то немного нервничала, так как слышала от моих знакомых, поступивших в неспециализированные вузы, что при подаче документов их всячески отговаривали от получения высшего образования, аргументируя это тем, что университет не может обеспечить необходимые условия для их обучения. Но мои опасения оказались напрасными. Меня встретили очень приветливо и ни у кого не возникло вопросов о том, как я буду учиться и зачем поступаю на журналистику. Я познакомилась с главой учебного отдела, с которой мы обсудили предстоящий творческий конкурс. Я узнала, что мне предоставят ноутбук, на который они установят программу экранного доступа. Меня обрадовало, что я могу написать эссе в электронном формате и мне не придётся диктовать его ассистенту, хотя такая возможность тоже предусмотрена. В итоге я удачно написала эссе и получила высокий балл.
После того как опубликовали списки на зачисление, в ВКонтакте появилась беседа нашего потока. Там я познакомилась со многими ребятами, с которыми нам предстояло учиться вместе. С одной девочкой мы ездили вместе на медосмотр в конце августа. Она спокойно восприняла новость о том, что я не вижу, и проблем в общении не возникло.
1-го сентября, придя в университет, я случайно встретилась с одной из своих новых знакомых, и мы решили держаться вместе в течение торжественной части. Затем нас распределили по учебным группам, и состоялось знакомство. Первое впечатление сложилось положительное, но чувствовался лёгкий дискомфорт, потому что я никого из одногруппников не знала. Но, думаю, такое чувство возникало у всех.
В первый день учёбы сначала всё шло хорошо. Ребята помогали мне найти аудиторию, а преподаватели реагировали спокойно. После третьей пары мы должны были идти на общее собрание в актовый зал. Но преподаватель попросил меня немного задержаться. Я не успела никого попросить, чтобы меня подождали, однако слабо надеялась на то, что кто-нибудь всё-таки дождётся меня. Но, как и следовало ожидать, выйдя в коридор, я никого не обнаружила. И тут у меня началась паника. Я написала подружке, с которой мы познакомились летом, чтобы она забрала меня. Параллельно я писала в беседу, но ответа не было. Но в конечном итоге подружка пришла за мной и проводила меня в актовый зал.
Мне попалась хорошая группа, но вскоре я перевелась в другую, потому что там училась моя подруга. Правда, она потом отчислилась, но о своем выборе я не пожалела. Одногруппники приняли меня хорошо. Мы наладили контакт и с некоторыми ребятами довольно хорошо общались. Конечно, мы достаточно долго привыкали друг к другу, но проблем особо не было. Я понимала, что мне самой нужно делать шаги к тому, чтобы одногруппники воспринимали меня как обычного человека. В начале учебы я скинула им видео, где подробно описывается взаимодействие незрячих с техникой, и многие его посмотрели. Периодически я шутила на парах, если позволяла ситуация, и в целом отвечала на все интересующие их вопросы. Поэтому вскоре скованность в общении исчезла.
Помимо основной группы, я учусь в двух языковых. Я изучаю английский и испанский. Я попала в отличную группу по английскому языку. Уже с первого занятия преподавательница включила меня в работу. Вообще, она адекватно восприняла отсутствие у меня зрения и всячески старалась мне помочь. Первые недели две я не могла понять, как мне работать с учебниками. Все они были в формате .pdf, причем в нераспознанном виде (без текстовой подложки [прим. Ред.]). При переводе в Word все страницы съехали, и читать их оказалось неудобно. Наконец, я поняла, что мне проще конвертировать эти учебники в тот же .pdf, только распознанный. Всё время, пока я пыталась наладить взаимодействие с учебниками, я не могла делать домашнее задание. Моя преподавательница пыталась помочь мне разобраться и не выказывала недовольства по поводу отсутствия домашки. Вообще, она очень помогла мне обрести уверенность и влиться в коллектив. Во многом благодаря ей я нашла в группе подругу, с которой мы до сих пор очень много времени проводим вместе.
С группой по испанскому мне тоже очень повезло. Ребята сразу приняли меня, и дискомфорта в общении не было. Преподаватель старался помочь мне по мере возможности, но периодически забывал диктовать что-то с доски, даже когда я просила, или иногда мог игнорировать меня всю пару. Многое я записывала интуитивно, а потом в Интернете искала правильное написание. С учебником возникли некоторые сложности. Даже после распознавания читать его неудобно, так как многое превращается в абракадабру. Поэтому задания из учебника я не делала. Но у нас была еще рабочая тетрадь, и преподаватель периодически присылал мне задания из неё в Word’овском формате. Все контрольные я отправляла ему в электронном виде.
В целом проблем с преподавателями не возникало. Конспекты по всем предметам я веду в электронной форме. К счастью, мне разрешают писать самостоятельные работы и экзамены на компьютере. В нашей академии есть центр инклюзивного образования, где имеется брайлевский дисплей и принтер. Но, поскольку у нас много корпусов, разбросанных по всей Москве, дисплеем я не пользуюсь, потому что у меня нет пар в здании, где он находится. А вот экзаменационные билеты по английскому и испанскому я прошу распечатывать по Брайлю.
Мне всегда хотелось быть активной студенткой: не только учиться, но и участвовать в жизни университета. В феврале у нас состоялось посвящение в студенты. Сначала мне было страшно идти на отбор выступающих, но потом я всё-таки решилась. Я подумала, что лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. На удивление, отбор я прошла и получила возможность выступить на посвящении. Было очень волнительно выступать перед огромной аудиторией, но назад дороги не было. В день посвящения я попросила одногруппницу, с которой мы хорошо общались, сделать мне макияж и причёску, а потом мы вместе поехали на мероприятие. Надо сказать, что всё прошло отлично и это стало одним из самых запоминающихся событий моей студенческой жизни.
А еще на первом курсе мне довелось пожить с другими студентами в общежитии. Я училась в корпусах, которые были разбросаны по всему городу, и в некоторых случаях мне удобнее было добираться из общежития. Это был отличный опыт. Когда я заселилась, мне было ужасно страшно, потому что на следующий день нужно было идти на учёбу и я не знала, с кем я могла бы пойти. Сначала я спросила в общей беседе, кому нужно ехать в тот же корпус, что и мне. Одна девушка откликнулась, я ей объяснила, что не вижу, и спросила, можем ли мы поехать вместе. К счастью, она согласилась, и с тех пор мы хорошо общаемся.
Спустя некоторое время после моего заселения на этаже, где я жила, появилась кухня, оборудованная всем необходимым. У нас была прекрасная комендант, которая очень переживала, что мне приходится далеко ходить, потому что кухни были начиная с четырнадцатого этажа, а я жила на втором. В общежитии я познакомилась со многими прекрасными людьми, а однажды даже пошла играть в Мафию с абсолютно незнакомыми студентами. Это была моя первая неделя там, и я думала, что мы всегда будем круто общаться и собираться вместе. Но совместных мероприятий у нас было немного, отчасти потому, что мне самой было не очень интересно в общих тусовках. Но это был очень интересный опыт. В этом году я не живу в общежитии, но с теплотой вспоминаю то время.
Сейчас я уже на втором курсе. До поступления я думала, что мне будет сложно учиться на отлично, но до сих пор мне это удаётся. В этом году нас распределили по профильным группам, так как на первом курсе у нас у всех были общие дисциплины и мы учились в смешанных группах. В этом году знакомство с одногруппниками происходило легче. Перед началом учёбы я написала в нашу беседу о том, что я не вижу. Все восприняли это спокойно. К тому же некоторых ребят я уже знала. Мы все помогаем друг другу. Я объясняю им какой-то материал, если что-то вдруг непонятно. В группе меня уважают, и никто не относится с жалостью. Сейчас у меня замечательная преподавательница по испанскому, которая иногда шутит, что ей, наверное, тоже нужно выучить Брайль.
Я рассказала о своей студенческой жизни, чтобы вдохновить кого-то из вас и показать, что ломать барьеры не так сложно, как кажется. Конечно, общество не готово принять нас с распростёртыми объятиями и без трудностей не обойтись, но мы должны делать шаги навстречу и быть максимально открытыми к диалогу. Просто поставьте себе цель и стремитесь к ней, и у вас обязательно всё получится.
Я очень люблю свою академию, ведь здесь я встретила потрясающих людей. На третьем курсе я должна буду выбрать дополнительную специализацию и попаду в ещё одну новую группу. Будут новые знакомства, преодоление барьеров и выход из зоны комфорта. Но мне уже не так страшно.