Максим Спиридонов | Мальчик, который выжил
Сегодня я незрячий программист, путешественник, предприниматель, разработчик GPS-навигаторов для слепых, гид проекта «Мир на ощупь», в рамках которого проводятся экскурсии в темноте, автор блога «Будни слепака» (https://vk.com/weekdaysblind ). Но всего этого могло и не быть, если бы не случилось чудо и я бы не выжил.
Дело в том, что мое появление на свет было довольно непростым. Из-за родовой травмы на вторые сутки мое маленькое тельце посинело и чуть было не отправилось в матушку-землицу. Тогда моим родителям пришлось бы начинать все заново, а это, как известно, процесс не простой, хоть и приятный. Но Бог дал мне шанс, так что после различных медицинских процедур я отправился домой, прихватив с собой отметину на лбу в виде докторского пальца и слабое зрение.
Полностью я ослеп только в восемь лет. До этого рос обычным ребенком с плохим зрением, которое ничуть не мешало мне бегать по двору, ползать по стройкам, смотреть телевизор. Из-за частых операций у меня развилась сильная светобоязнь, поэтому по улице мне приходилось ходить в очках с зелеными стеклами. Да-да, я жил как будто в изумрудном мире. Ну, или смотрел на мир сквозь бутылку. Это уж как пожелает ваша фантазия.
Хочу сказать большое спасибо родителям: они растили меня, не опекая, не облегчая мне жизнь, и сейчас мне это очень помогает. Кстати, недавно мама немного застенчиво, на ушко рассказала, что лет этак до четырех вообще отказывалась считать меня инвалидом и даже не оформляла пенсию. А зря: сколько же я в детстве из-за этого мороженого недоел! Стараниями моей семьи я успел полюбоваться и красотами природы, и звездным небом, и видами с самолета. В общем, в моей голове отличная коллекция картинок для ярких и красочных снов, которые я, хоть и слепой, вижу почти каждую ночь.
В семь лет мне пришлось резко повзрослеть. Меня отдали в школу для незрячих, которая находилась очень далеко, в северной столице. Поэтому забирали меня только на каникулы. С того момента моими воспитателями стали школа и жизнь. Но я ничуть об этом не жалею. Благодаря такому опыту я вырос самостоятельным человеком, который умеет принимать решения и полагается только на себя – в общем, настоящим мужчиной.
В восемь лет меня отправили в глазную больницу на обследование. Зрение, конечно, уже садилось, хоть и плавно. Почесав затылки, доктора решили сделать пару операций, чтобы замедлить падение зрения, но совершили несколько глупейших ошибок, так что видеть я перестал совсем. После этого приехал профессор, на всех наорал, посокрушался, но вернуть уже было ничего нельзя. Усилиями этого профессора удалось хотя бы – слава Богу – сохранить глаза как орган. Что ж, и на том спасибо.
Что же я чувствовал, став слепым? В первый момент я, конечно, удивлялся: время 12 дня, а темно – что это за чудеса такие. Но теперь понимаю: на самом деле так моя детская психика защитила меня от душевных терзаний на предмет, что делать и как теперь с этим жить. В восемь лет мало кто из детей задается вопросом, каким образом, например, он будет в дальнейшем искать себе жену, не имея зрения.
Если оглянуться назад, то сейчас мне кажется, что так было всегда, что я всю жизнь был слепым. Ну, а в тот момент я ударился в спорт, причем довольно успешно. Начались активные тренировки по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, и все у меня получалось – даже удалось занять третье место в районе по бегу. Позже на выездных соревнованиях по голболу (футбол для слепых {прим. Ред]) я был капитаном сборной Санкт-Петербурга. Это звучало гордо и очень ответственно.
В 12 лет я взял в руки белую трость и с сумкой размером почти с меня самого отправился домой самостоятельно. Как я уже говорил, моя школа находилась в Санкт-Петербурге, а жили мы в Новгородской области. Мне нужно было ехать на двух электричках и двух автобусах целых 350 км, но у меня все получилось. В семье кроме меня есть еще два брата. Денег было мало, и я не хотел, чтобы родители тратили их на покупку билетов до Питера и обратно, чтобы меня забрать.
С этого момента я передвигался самостоятельно – как по Питеру, так и между школой и домом. Сейчас я вслепую езжу и на Турецкий берег, и в страны Балтии, и в Европу. И я обожаю такие путешествия! Это гораздо круче, чем ездить со зрячими помощниками.
Но вернусь к своему повествованию. Школа заканчивалась: за плечами остались драки, первая любовь, спортивные достижения. Подходило время выбирать себе профессию. Учился я в двухтысячные годы, когда на рынок активно продвигались компьютерные технологии. Они меня так и захлестнули, и я принял решение, что хочу быть программистом – вот хочу и точка. Топнув ножкой, я стал активно изучать программирование. Поступая в Санкт-Петербургский политехнический университет, я уже практически владел этим ремеслом. На первом курсе нам давали задания, которые мне было легко решать с помощью самостоятельно полученных знаний.
Поступление в университет стало для меня одним из самых сложных шагов в жизни. Все-таки школа – это маленький уютный мир, где все такие же, как ты, и знают о твоих особенностях. А вуз – уже совсем другая история. Там нужно было знакомиться, учиться выстраивать отношения с одногруппниками и преподавателями. В 2010 году еще не было речи о какой-то инклюзии, поэтому успешное обучение зависело только от моего умения общаться.
Еще до начала учебного года я познакомился со своей будущей старостой, которая и ввела меня в коллектив. Одногруппники приняли меня хорошо. Сейчас пишу и улыбаюсь, вспоминая, какая классная у меня была группа. Поначалу они очень меня опекали, приносили пирожки из буфета, переживали, как я куда-то дойду, но со временем всем стало ясно, что я такой же, как они, и все могу сам.
Как мне кажется, я был очень полезным одногруппником. Многие преподаватели давали мне лекции в электронном формате, которыми я делился с ребятами. А для студента возможность не писать лекции – лучший подарок!
За годы обучения бывало всякое. Встретился мне один преподаватель, который то ли из-за своей вредности, то ли потому, что имел зуб на незрячих (а может, просто не высыпался перед нашей парой), ни в какую не хотел меня учить. К слову, предмет у него был непростой – лабораторная практика по электротехнике, там нужно было, например, собирать электрические цепи. В школе нас этому обучали – правда, под пристальным наблюдением, но руками мы работали. А тот педагог говорил просто: «По технике безопасности допустить Вас я не могу, а значит, и учиться Вы у меня не можете». Уж не знаю, по каким причинам деканат не сумел решить этот вопрос, но пришлось мне перевестись с кафедры системного анализа на информационные системы и технологии. Тут, я думаю, вмешалась судьба – я ведь изначально поступал именно на информационные системы, но кто-то что-то напутал и я оказался не там. Почитав о кафедре системного анализа, я подумал, что, в принципе, и на ней интересно. Но от судьбы, видимо, не уйти. Отношусь ко всему произошедшему философски – так надо было.
Когда пришло время выпускаться, встал вопрос о трудоустройстве. В интернете я увидел компанию Oriense, которая занималась разработкой навигационного оборудования для слепых. Поразмыслив немного, я составил и отправил туда резюме. Через несколько дней я встретился с работодателем, мы пообщались, я показал свой стиль программирования, и все завертелось. Я пришел в компанию в период, когда она готовилась выпустить свой первый навигатор. Параллельно с работой я окончил университет и вздохнул свободно.
Таким образом я и стал незрячим программистом, но впереди еще ждала длинная жизненная дорога, которая привела меня к предпринимательству и участию в проекте «Мир на ощупь». Но это уже другая история.
Улыбайтесь, и мир улыбнется вам! Крепко обнимаю!