Марина Данилова | Бег с закрытыми глазами
Мое знакомство с бегом началось в 6 классе: осенью 2013 года учитель физкультуры предложил мне поучаствовать в соревнованиях школьников, и я согласилась. Перед отъездом еще долго сомневалась, правильный ли выбор я сделала, но, конечно, в конце концов оказалось, что да.
Моя первая дистанция составила 50 м. Выходя на старт, я не чувствовала никакого волнения, не было страха неизвестности и падения, было просто интересно, что же это такое. Пробежав дистанцию, я не испытывала усталости, но интерес к бегу уже стал зарождаться… В тот день я завоевала свою первую медаль – это было серебро. Невозможно описать, какие я испытала эмоции, иначе статья получилась бы бесконечной, но самое главное – моя семья радовалась вместе со мной, и от этого становилось еще приятнее и радостнее.
Во второй день соревнований я метала мяч и тоже взяла серебро, а также бежала 300 м и завоевала золото. На этой дистанции мне удалось понять, что такое работа бегуна и насколько это действительно может быть трудно. Но те чувства, которые испытываешь на финише, когда прибегаешь первым или улучшаешь свое время, стоят любой усталости. После этих соревнований начался мой профессиональный спортивный путь.
Конечно, легкая атлетика у незрячих имеет свои особенности. Начну с того, что спортсмены с нарушением зрения делятся на 3 класса. Класс b3 (по международной классификации – t13) – это спортсмены с хорошим остатком зрения, позволяющим бежать дистанцию самостоятельно. Класс b2 (t12) – спортсмены с небольшим остатком зрения, могут бежать как с лидером, так и без него. Класс b1 (t11) – спортсмены с отсутствием зрения, бегут с лидером. Лидером называется человек, который ведет незрячего или слабовидящего спортсмена по дистанции, предупреждает его о возможных препятствиях, помогает обежать их, не травмировавшись, а также подсказывает, где добавить или, наоборот, сбавить скорость, и рассказывает об обстановке на дистанции, например сколько человек обгоняют спортсмена или скольких обгоняет он.
Спортсмен и лидер должны научиться работать вместе. Конечно, это происходит на тренировках. Им необходимо научиться чувствовать друг друга, понимать, доверять, слышать и слушать. Также очень важно вместе отработать все технические моменты. По своему опыту могу сказать, что лидер порою выполняет функцию психолога, настраивая спортсмена перед стартом или морально поддерживая после неудачного выступления.
Спортсмен и лидер бегут вместе с помощью веревочки, а на соревнованиях на глазах у спортсмена обязательно должны быть надеты темные очки или маска, закрывающая глаза. Это делается для того, чтобы привести бегунов в равные условия: незрячие спортсмены могут быть как со светоощущением, так и без него.
В самом начале пути мне предстояло найти лидера. И этим человеком стал мой папа. Вместе мы ездили на сборы, участвовали в соревнованиях, становились победителями всероссийских соревнований и первенства России, не раз улучшали время, устанавливая личные рекорды. Но спустя какое-то время настал момент смены лидера. Его поисками занимался мой тренер. Конечно, формирование пары спортсмен-лидер – процесс трудный, долгий и ответственный для обоих. Так как мой будущий лидер никогда раньше не бегал со слепым спортсменом, ему вначале нужно было объяснить, как это происходит. Только потом началась (и даже до сих пор продолжается) работа над созданием пары. Конечно, навыки чувствовать и слушать друг друга закладываются в самом начале, но работа над техникой может продолжаться долгие годы, так как порой возникают моменты, когда требуется что-то изменить.
Большую роль в профессиональном спорте играет тренер. Он руководит тренировочным процессом, является мотиватором и психологом, создает командную атмосферу, ну и конечно, выступает представителем команды. Именно тренер проводит со спортсменом работу над ошибками, которые тот совершает, а также подробно разбирает и анализирует выступления на соревнованиях.
Очень важную роль в профессиональном спорте играют родители спортсмена. Они поддерживают, мотивируют, и от них очень зависит настрой, с которым спортсмен едет на соревнования, тренировку или сборы. Очень часто родители выполняют функцию сопровождающих, особенно если речь идет о школьниках. В моем случае это была и есть моя мама. Первое время она ездила со мной на соревнования и сборы, а сейчас возит меня на тренировки.
В завершение хочется сказать, что у меня два раза сменился тренер, были травмы, поражения и ухудшения результатов, конфликты с родителями, тренером и лидером, было желание перейти в другой вид спорта и даже вообще бросить спорт. Но, несмотря на это, я продолжаю заниматься легкой атлетикой, потому что мне очень трудно без дорожки и бега. Однажды, месяц не позанимавшись, я поняла, что без этого просто не могу. Вот уже почти 6 лет бег – это моя жизнь!