Карина Райская | Школьные предметы, которые труднее даются незрячим детям
Безусловно, первая трудность, которую испытывает незрячий ребёнок, — это обучение чтению и письму по шрифту Брайля. Для тех, кто не имеет представление, что это такое, поясняю: шрифт Брайля — это рельефно-точечный шрифт, с помощью которого читают и пишут незрячие или слабовидящие люди.
Так как они не могут читать обычный текст, то читают они его руками. Каждая буква состоит из определённого количества точек. Более подробно о шрифте Брайля писалось ранее в посте «Трогательная азбука» (https://www.facebook.com/tipicalblind/posts/362339587653196).
Трудности вызывает зеркальность шрифта: пишем мы справа налево, а читаем, как обычно, слева направо. Дело в том, что, когда мы прокалываем бумагу грифелем, буквы оказываются на другой стороне листа. Многие, даже закончив школу, не могут это понять. Но мне с этим повезло: пишу и читаю я достаточно быстро.
Следующая трудность, которая может возникнуть у незрячих школьников, — это изучение геометрии. Поскольку ребёнок не видит или видит очень плохо, то он не может более чётко представить, где пересекаются диагонали, как направлены векторы, где проведена биссектриса. Чертить рисунки возможно с помощью специальной рельефной линейки, но иногда может получиться криво или неправильно, поэтому, чтобы начертить рисунок, нужно воспользоваться помощью зрячих.
В алгебре есть тоже свои трудности, например сокращение дробей. Если у зрячих это делается легко и просто, воспользовавшись правилом креста, то у нас всё последовательно и в строчку, и на сокращение дробей и решение пропорции уйдёт больше времени, чем у видящих.
В учебниках физики и химии некоторые рисунки, отмеченные условным знаком, шрифтом Брайля не издаются, поэтому больше внимания нужно отдавать объяснению учителя.
Но я всё равно не сдаюсь. С 1 класса учусь на «отлично». Мне помогают одноклассники, имеющие остаточное зрение, так что вместе мы сможем всё!