Аделина Ахунова | Дистанционное обучение: личный опыт
В 2016 году я заканчивала 11 класс, и передо мной встал вопрос о месте дальнейшей учебы. Я выбирала между поступлением в музыкальный колледж на отделение эстрадного пения и в Казанский федеральный университет на психолога. В итоге я приняла решение готовиться в оба учебных заведения, так как не смогла выбрать, куда больше хочется поступать. В конце июня того же года, когда я уже успешно сдала вступительные в музыкальный колледж, я вдруг узнала о существовании факультета дистанционного обучения в Московском Государственном психолого-педагогическом университете и о том, что для поступления людям с ограниченными возможностями здоровья разрешается сдавать внутренние экзамены. Тогда я поняла, что стоит попытаться поступить туда: так я смогу совмещать очное обучение в колледже с дистанционным – в университете.
За две недели нужно было купить билеты и собрать все необходимые документы для поступления. Я поехала в Москву с бабушкой. Экзамены я сдала успешно и была зачислена на факультет дистанционного обучения по направлению психология. До меня никто из моих знакомых не учился дистанционно, поэтому я не знала, насколько эта форма обучения адаптирована для незрячих. У меня также были опасения, что дистанционное обучение менее качественное, чем очное. Но к счастью, качество образования в МГППУ хорошее, преподаватели квалифицированные, информацию преподносят в достаточном количестве, не перегружают. Если возникают вопросы, можно всегда уточнить непонятное у преподавателя.
Занятия на факультете в основном проходят в вечернее время в онлайн-формате. В начале семестра читается лекционный материал. На семинарах и практических занятиях студенты выступают с докладами и презентациями, активно взаимодействуют с преподавателем и друг с другом. В начале каждого семестра студентам открывают доступ к электронному деканату. Туда выкладывают все учебники, видео- и аудиоматериалы, что позволяет осваивать учебную программу и готовиться к семинарам в удобное для каждого студента время. Иногда факультет проводит и очные занятия – они, как правило, транслируются онлайн для иногородних студентов. Также на факультете дистанционного обучения проводятся конференции, встречи с интересными людьми, психологами-практиками, тренинги по разным направлениям.
В конце каждого семестра проводится текущий и промежуточный контроль учащихся. Текущий контроль – это контрольные работы, тесты. Их загружают в электронный деканат, а студент должен выполнить их к определённому сроку. Промежуточный контроль – это зачёты и экзамены. По некоторым предметам у всех студентов есть возможность получить зачёт автоматом: для этого нужно активно участвовать в семинарах и практических занятиях. Обычно преподаватели заранее дают список вопросов к зачётам и экзаменам, на которые студенты должны найти ответы. Сама промежуточная аттестация проходит как очно, так и дистанционно – для тех, кто по разным причинам не может приехать в университет.
Практику студенты тоже могут проходить очно или дистанционно. Я не имею возможности приезжать в Москву, поэтому для меня более удобен второй вариант. На факультете есть две онлайн-базы практики – это благотворительный фонд «Твоя территория» и телефон доверия. Я со второго курса на постоянной основе прохожу практику в благотворительном фонде «Твоя территория», который помогает подросткам. Работа психологов с подростками ведется по двум направлениям: чат и электронная почта. У каждого из направлений своя специфика работы.
Суть практики состоит в том, чтобы научиться работать с обращениями подростков на различные темы. Например, мы рассматривали проблемы суицида, психологического и физического насилия, взаимоотношений подростков с окружающими их людьми, утраты, проблемы пищевого поведения. Сначала для студентов проводятся лекционные занятия, на которых им подробно рассказывают, как работать с конкретной проблемой, и рассматривается порядок ответа на запрос подростка. После этого каждому студенту в качестве домашнего задания выдаётся обращение подростка, на которое необходимо дать ответ. После выполнения задания мы высылаем его на почту организаторам практики, а они в свою очередь дают нам подробный письменный комментарий к выполненному заданию: что было сделано правильно, какие были допущены ошибки и как их следовало бы исправить. Организаторы практики стараются найти подход к каждому студенту, а также решить возникающие у студентов проблемы. У меня, например, возникали трудности при размещении обращения на ответ подростка в Google-Документах.
При дистанционном обучении значительная роль отводится самостоятельной работе студента. При этом важно наличие серьезной мотивации к учёбе. Но несмотря на все плюсы, при обучении я все же столкнулась с определёнными техническими сложностями. На первом и втором курсе я долго не могла разобраться с электронной системой, в которой проходили занятия. Она была не до конца приспособлена для незрячих людей. То есть нажать кнопку «поднять руку» и дать понять преподавателю, что я хочу ответить на его вопрос, было невозможно. Приходилось писать об этом в общем чате, а это занимало много времени. На третьем курсе наши занятия стали проходить в другой системе. С ней ситуация стала чуть проще, но тоже пришлось помучиться. Много времени у меня ушло на то, чтобы разобраться, как включить камеру и микрофон. Как оказалось, для этого нужно было нажать определённую комбинацию клавиш.
Кроме этого, у меня возникли трудности при написании эмпирической курсовой работы. Для исследования нужно было проводить математические расчёты в программе SPSS Statistics, а она полностью недоступна для незрячих. Чтобы выполнить задание, мне пришлось обратиться за помощью к зрячим людям.
У нас на курсе учится еще одна незрячая студентка, и возникающие сложности мы с ней обычно решаем вместе. Вообще, коллектив у нас сложился дружный. Со мной учатся студенты с различными ограничениями здоровья, и каждому из нас иногда требуется помощь. Мы всегда помогаем друг другу, вместе готовимся к экзаменам и зачётам, находим информацию по билетам. Я рада, что у нас сложились такие хорошие взаимоотношения: решать возникающие проблемы в одиночку гораздо тяжелее, чем вместе.
Я рада, что в моей жизни всё сложилось так удачно и мне удалось поступить в университет. Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен и интересен.