Надежда Василенко | Студенческая жизнь
Получение незрячим студентом высшего образования сопряжено с рядом трудностей и различных особенностей. Здесь я приведу свои субъективные доводы и поделюсь личным опытом обучения в университете. Очень многое зависит от самого вуза, так что развитие учебного сценария у всех может идти совершенно по-разному.
1. Доступность корпуса университета
Доступная среда везде очень разная. На факультете информационных технологий МГППУ, где я училась, она на высшем уровне: есть тактильные дорожки, надписи по Брайлю, схема здания, номера этажей на перилах лестниц (тоже выполненные шрифтом Брайля) и т. д. Больше всего в плане доступности ругают учебные здания МГУ им. Ломоносова. Там её действительно просто-напросто нет.
Аспект доступности окружающей среды – первая ступенька, на которой спотыкается не подготовленный к трудностям жизни незрячий абитуриент. Эти самые сложности застают нас врасплох, особенно если мы жили в действительно комфортных условиях, которые создавали для нас семья или школа-интернат. Это, конечно, касается не всех, но довольно многих. Вот представьте себе ситуацию: утро, вы, будучи незрячим, опаздываете на лекцию и не можете найти нужную аудиторию. Номер вы знаете, но вам неизвестно, где она находится. Без навыков коммуникации попросту не обойтись. И вот тут мы переходим ко второму, не менее важному аспекту.
2. Общение с другими студентами
Я слышала замечательные истории, когда незрячему человеку помогали всей группой, устраивали вечера и чаепития – короче, общались очень хорошо. У меня же всё было совершенно иначе. У каждого были свои проблемы, чаще всего финансового характера, и зрячие ребята даже друг с другом не особо контактировали. Уже с первого курса многие пошли работать, несмотря на то что форма обучения у нас была очная. Тут не до общения. Мне повезло – староста группы оказался хорошим человеком, причём настолько хорошим, что мы уже пять лет вместе и у нас всё просто волшебно.
Но безразличие к проблемам незрячих со стороны других студентов некоторыми из нас воспринималось остро. Одному студенту даже пришлось взять академический отпуск на год, чтобы психологически приспособиться к обстановке. До поступления в университет он жил в интернате, где всё было «на блюдечке», а тут вдруг выяснилось, что мы никому, кроме самих себя, не нужны. Он с этим справился и сейчас успешно доучивается.
3. Общение с преподавателем
А вот от этого, если речь идёт о незрячих студентах, зависит практически весь успех учёбы. Преподаватели попадаются очень разные: от прекрасных людей, готовых поддержать незрячего человека во всех его начинаниях, до таких, кто чуть ли не кривится от одного присутствия незрячего на занятиях. Всё зависит в основном от внутренней культуры человека. Я сейчас пишу магистерскую диссертацию о разработке модели обучения незрячих студентов в вузах нашей страны и за время исследования пришла к удивительно простому, но очень логичному заключению: люди должны уважать и любить друг друга. Только тогда, при искренней поддержке других, незрячий сможет чего-то добиться в сфере образования. Но, к сожалению, эту мысль трудно донести научным образом, ведь статистики добра и хороших поступков никто, увы, не ведёт.
4. Особенности направления обучения
Кроме уже перечисленных факторов, многое зависит и собственно от выбранной специальности. Так, учиться на филолога гораздо легче, чем на программиста. Учиться на программиста, в свою очередь, легче, чем на математика. А на место графического дизайнера незрячему студенту лучше вообще не претендовать.
Я училась на математика-программиста. У нас в своё время были предметы, связанные с графикой. Самым сложным было компьютерное моделирование 3D-объектов, я сдала его на тройку. Если кто-то думает, что рисование трёхмерной графики подразумевает лишь лепку предмета из заранее заготовленных геометрических примитивов, то это далеко не так. Процесс создания 3D-объекта, особенно если он двигается, отражается, освещается или даёт тень, включает в себя не менее семи этапов, да и предусматривает использование большого теоретического пласта из высшей математики.
Предметы, связанные с программированием, сдавать было относительно просто. Если не озвучивалась оболочка для программирования – разрешали брать другую (не всегда, но часто), иногда можно было выбрать альтернативный язык программирования. Для меня изучаемые языки делились на два типа – честный и нечестный. Честные языки – это те, на которых я реально писала программы и сдавала. Вот их список: pascal, visual basic, python, html, xml, php, css, java script, sql, работа в терминале линукса и в нём же работа с файловой системой при помощи языка bash.
В свою очередь нечестные языки – это те, которые я смогла сдать лишь чудом: c++, visual c#, prolog. Язык UML я знаю только в теории, так как он графический. В основном я помогала делать проекты на нём другим ребятам. Возможно, было и ещё что-то, что я могу не помнить.
Отдельно хотелось бы выделить предметы, связанные как с высшей математикой, так и с программированием. У нас это были: разработка нейронных сетей, машинное обучение и распознавание образов, кластерный анализ. Там громадная математическая теория, и смежные результаты нужно просматривать как бы всеохватно, отслеживая все зависимости в графиках, в матрицах и отдельных числовых значениях. Это возможно сделать только зрячему. Плюс та же пресловутая доступность программ. Из-за недоступности одной такой программы пришлось писать нейронную сеть вручную с нуля на языке python. Хотя на самом деле все это не так сложно, если хорошо разбираться в предмете.
Но самое страшное – это математика. Слава Богу, что у нас есть учебно-производственная лаборатория, где печатаются учебные пособия по Брайлю. Математику можно изучать только при помощи рельефно-точечного шрифта, иначе полный капут. Даже если под рукой записано дифференциальное уравнение, по Брайлю оно выглядит порой весьма громоздко, так что, дойдя до конца, забываешь, что было в начале. Я уж молчу про то, как трудно запоминать такое про себя.
Сдача зачётов и экзаменов по высшей математике тоже представляла собой определенную трудность. В основном у меня как у незрячей спрашивали теорию. Если видели, что я не зазубрила, а действительно понимаю предмет, – отпускали. Например, могли спросить, чем является вероятность события в случайном процессе – числом или функцией, и, если я, ответив, не могла объяснить свой ответ, оценку, естественно занижали. В университете учат думать, принимать быстрые и оптимальные решения, не идти стандартным путём. Никому не нужно просто домашнее задание, сделанное на пятёрку: преподавателям надо, чтобы вы сами учились генерировать инновационные заключения по различным вопросам.
Только пойдя на математика-программиста, я узнала, что 2+2=22, мы живём в четырехмерном пространстве, настоящего искусственного интеллекта ещё не существует, и, если нейронная сеть идеально распознаёт круглые кактусы, то на длинные кактусы она вообще никак не среагирует. Максимум, выдаст ошибку: найден неопознанный объект.
Самое удивительное, что изначально я хотела поступать в Литературный институт им. Горького. Я сдала ЕГЭ по русскому языку на 90 баллов и всего лишь на 39 – профильную математику. Но мне показалось, видимо, слишком простым изучать то, что я вроде как и без того хорошо знаю.
Резюмируя свой опыт обучения в университете, могу сказать две вещи: если вы в чём-то чувствуете себя спецом – двигайтесь именно в этом направлении. Возможно, вы окажетесь лучшим в своем деле и никто не сможет вас в нем превзойти. С другой же стороны, лично я совершенно не пожалела о своём выборе. Я ощутила на себе, что действительно занимаюсь серьёзными вещами, имеющими большие перспективы в будущем. Это было заметно даже по тому, как проходили занятия у нас и у будущих психологов, с которыми мы делили учебный корпус. Отличие между студентами-психологами и нами было разительным.
Лекции у психологов проходили примерно так: с десяток человек пьет чай, ест печенье и смотрит познавательный фильм по теме лекции. На семинаре они продолжают пить чай и есть печенье и обсуждают просмотренный фильм в контексте темы семинара. И так практически всегда.
У нас же лекции проходили так. Преподаватель (злорадно): «Итак, в этом языке программирования максимальное количество разрядов в целом числе – 10. Мне нужно, чтобы вы за оставшийся час написали мне программу, умеющую складывать два числа, состоящих из любого числа разрядов, главное, чтобы их было строго больше десяти». Голос с заднего ряда (паникующий): «Но Вы же только что сказали, что число может быть только десятизначным! То, что Вы просите, совершенно невозможно сделать!» Преподаватель (невозмутимо): «Именно так – чисел большей разрядности в этом языке нет. А теперь выполняйте данное вам задание. Время пошло».
Это реальный случай, я не шучу. Такая программка у меня до сих пор где-то хранится, и на самом деле там и правда всё очень просто.
В общем, если кто-то из незрячих надумает поступать в колледж, академию, вуз или консерваторию, вот мой совет: делайте то, что делаете, и пусть будет так, как будет. Мир – не теплица с богатой почвой, чистой водой и добрыми соседями по грядке. Нужно научиться защищать себя, отстаивать свои интересы, подстраиваться под обстоятельства и идти навстречу другим людям. Если вы сделаете всё, что в ваших силах, но что-то не выйдет из-за равнодушия окружающих, вам не в чем будет себя упрекнуть. И не бойтесь поднимать планку, брать новые высоты: смелых всегда ждёт своя награда.
Всем удачи в получении высшего образования!