Александр Аксенченко сидит за рулем автомобиля

Александр Аксенченко | Хочешь сделать хорошо – сделай это сам

Починить мебель, исправить неработающую электронику или разобраться в хитросплетениях водопроводных труб, будучи слепым, вполне реально, как бы невероятно это ни казалось.

Кто-то может сказать: не каждый зрячий способен справиться с такими вещами. Да, но часто по отношению к людям с инвалидностью применяется штамп – не сможешь. И даже если у человека есть потенциал и желание развиваться, они режутся на корню. Этот текст о том, что все возможно, а также о том, насколько эти умения важны. Ни для кого не секрет, что в жизни любого человека возникают различные непредвиденные ситуации, будь то поломка мебели, стиральной машинки, холодильника — в общем, всего, что необходимо для его, человека, комфортного обитания.  

Естественно, что, если такая ситуация произошла, из неё нужно найти какой-нибудь выход. В таком случае люди либо пытаются решить проблему своими силами, либо зовут специалистов, которые за соответствующую (или совсем не соответствующую) оплату ремонтируют испорченную вещь. А если у человека много денег, то всё ещё проще: он идёт в магазин и покупает новое взамен сломанного. С условно здоровыми людьми всё банальней некуда: каждому по способностям или по их отсутствию – тут уж как повезёт. Но если дело касается инвалидов, а в особенности людей незрячих, то здесь начинается целая эпопея, с которой мы и будем разбираться.

Начнём с детства. Огромную роль, как было сказано уже не в одной статье, играет воспитание в семье. Зачастую ребёнок боится розетки, выключателя, газовой плиты, утюга и всего прочего, что, по словам родителей, может принести ему какой-то вред. Пусть даже этот вред и мнимый, это никого не волнует. А если ребёнка и учат, то в лучшем случае обычным бытовым делам. Если же родитель не понимает, как описать выполнения того или иного действия незрячему человеку, следует сакраментальная фраза: «Ты этого сделать не сможешь, тут глаза нужны». И плевать они хотели на то, что они дезинформируют ребёнка! Главное сделано: ребёночек, их чадушко, отвязался от них со своим глупеньким вопросиком, ну и слава Богу. «А много ли слепому надо? Сидит он в своём компьютере, слушает радио, новости, там, всякие, книжки читает… зачем ему знать какие-то тонкости? Всё равно он слепой и ущербный».

Если речь идёт об обычных бытовых делах, ребёнок при желании всё равно научится жизненно необходимым вещам: уборке в доме, готовке еды, стирке и всему остальному, без чего жить практически невозможно. Благо в наш век существует огромное количество средств, которые сводят работу человека к минимуму. Но результатом этого становится рафинированное создание, которое в лучшем случае может делать всё вышеперечисленное.

Конечно, это не так уж и плохо, ведь, владея такими навыками, можно жить вполне себе независимо, но если присмотреться, то независимость эта только видимая. К примеру, представим себе ситуацию, когда у незрячего в постоянном пользовании имеются удлинитель, зарядное устройство для мобильного телефона и тифлофлешплеер (устройство для чтения говорящих книг в специальных защищенных форматах для слепых {прим. Ред.}). Представим также, что в этом же доме проживает собачка или котофей. Доподлинно известно, что эти животные просто не могут пройти мимо провода, чтобы его не погрызть, из-за чего тот приходит в негодность. В общем, трудами питомца провод удлинителя был перегрызен, и теперь им абсолютно нельзя пользоваться! А удлинитель был хороший, пятиметровый, и отдали за него не очень маленькую сумму! Естественно, что человек будет думать, как бы провод этот починить. Но так как его этому не учили – он слепой, а для этого нужны глаза, то он это сделать не в состоянии! Нужно найти того, кто смог бы осуществить ремонт!

И не знает бедолага, что исправить поломку удлинителя в его силах, тем более что это очень простая задача, и решается она довольно быстро при наличии нескольких незатейливых инструментов. Описывать подробно, как починить провод удлинителя, я не буду, так как этот случай здесь дан только для примера тех ситуаций, которые могут возникнуть. Скорее всего, первым делом незрячий обратится к своим родственникам, проживающим с ним. С большой вероятностью удлинитель отремонтируют, а если человек попросит, чтобы его научили этому, то услышит уже известную фразу. Из данной ситуации мы можем заключить, что человек, о котором шла речь, не знал, что он может устранить поломку самостоятельно – и это очень плохо. Однако наш герой абсолютно соответствует стереотипу о том, что слепые ничего делать не умеют и вроде бы так и должно быть. Попытки доказать, что незрячий может кучу всего, заранее обречены на провал, да и само доказательство никому не нужно, кроме, разумеется, самого незрячего, но даже в этом случае толку от них никакого. Есть также зрячие люди, которые утверждают своим незрячим знакомым или детям (когда они выросли), что человек без зрения способен многие вещи сделать лучше, чем любой зрячий. Но когда доходит до дела, то они никогда добровольно ничего им не поручат, так как их слова произносятся с единственной целью – польстить. Всё это очень относительно.

Я считаю, что всё в большей степени зависит от способностей человека, а не от того, что «природа отобрала у него зрение, но зато наделила его какими-то другими способностями». В наше время, казалось бы, ситуация должна измениться к лучшему, так как на «людей с ограниченными возможностями» начали обращать внимание, но это мало что меняет. Если посмотреть на жизнь незрячих времён СССР, то можно увидеть, что жившие тогда люди успешно обходились без тифлосредств, мультиварок, компьютеров и прочих благ и волей-неволей были вынуждены учиться не только готовить еду, стирать бельё, но и устранять какие-либо неисправности в технике, музыкальных инструментах и во всём, чем им приходилось пользоваться. Ещё 10 с лишним лет назад многие из незрячих пользовались обычными мобильниками, которые не умели разговаривать, и были этому рады! Сейчас же, когда вроде бы создаётся доступная среда, появляется новая проблема.

На свет рождаются девайсы, которые настолько облегчают жизнь незрячим, что, вместо того чтобы адаптироваться, они впадают в зависимость именно от этих вещей и чувствуют себя некомфортно или беспомощно, если лишить их одной из них. Результаты на лицо! Если незрячие женщины со своими обязанностями справляются, причем очень хорошо, так как большинство из этих обязанностей жизненно необходимы, то насчёт незрячих мужчин всё не так радужно. Какое-либо банальное дело (ремонт стула, установка унитаза или смесителя) становится невозможным, потому как мужчина не умеет работать с инструментом, нужным для решения данной задачи. И вся независимость куда-то улетучивается. На помощь зовут родителей, родственников или мастера, хотя проблема, как правило, выеденного яйца не стоит. В оправдание такого положения дел мы можем услышать то же самое «тут без глаз никак». А то, что это зачастую просто отговорка, в которую верит и сам герой, известно не всякому.

Напрашивается вопрос: что делать и кто виноват? И если со второй частью всё относительно понятно, виноватого каждый легко найдёт, то с первой существует несколько вариантов развития событий. Начнём, как и всегда, с самого зародыша этой проблемы, чтобы, если ещё не поздно, устранить её на корню. Естественно, что для Тех незрячих, которые уже достигли подросткового или совершеннолетнего возраста, эта дорога закрыта, а вот родители незрячего ребенка могут избежать многих неприятностей. Итак, что же всё-таки делать, чтобы ваш ребёнок не попал в ситуацию, описанную в этой статье? В первую очередь, если вы умеете работать с какими-либо техническими инструментами, постарайтесь научить работать с ними и ребёнка. Самый простой пример – забивание гвоздя молотком — процесс, доступный почти каждому человеку. Уверяю, что ваш ребёнок с лёгкостью научится это делать. Поначалу очень часто молоток будет срываться и бить незадачливого столяра по пальцам, но такое случается даже с профессионалами, посему вы должны пережить это время.

Наступит момент, когда ваше чадо сможет забивать гвозди практически без промаха. Главное, не делайте ему снисхождения, так как от этого будет только хуже. Когда ребёнок научится столь нехитрому делу, объясните ему, для чего это нужно, и при необходимости привлеките его к ремонту мебели. К таким же простым вещам, которые он должен освоить, относится и работа с отвёрткой. Закручивать шурупы не сложнее, чем забить гвоздь, а пригодиться этот навык может где угодно. Надо сказать, что таким вещам вполне можно научить не только мальчиков, но и девочек. Ведь большинству зрячих женщин в своей жизни так или иначе приходилось сталкиваться с необходимостью забить гвоздь или закрутить шуруп. Также научите ребёнка пользоваться розеткой, объясните ему, для чего нужны удлинители. Ведь если он будет с детства бояться электричества, это сослужит ему плохую службу. Научите его пользоваться бытовыми приборами. Словом, постарайтесь, чтобы он узнал как можно больше о том, что его окружает и как этим пользоваться. Если ребёнок проявляет интерес к технике, старайтесь в доступной форме объяснять ему что к чему. Конечно, очень часто бывает, что воспитанием незрячего занимается одна мать, а в технических вопросах подкованы далеко не все женщины. Но поверьте, даже в этом случае есть выход! В настоящее время необходимую информацию можно найти в Интернете, а поверхностных знаний будет вполне достаточно.

Если же вы профессионал в каком-либо техническом деле (электрик, сантехник и т. д.), то попробуйте обучить вашего ребёнка работать со специфическими инструментами, такими как гаечный ключ, дрель, шуруповёрт, лобзик, ножовка… Конечно, нужно учитывать, что склонности у детей бывают разные. И, прежде чем давать ребёнку знания подобного рода, постарайтесь выяснить, интересует ли его это занятие. Ведь если ребёнок увлекается, скажем, кулинарией, то далеко не факт, что он постигнет все тонкости работы с инструментами. Главное, почаще привлекайте его к какой-либо деятельности, чтобы он чувствовал себя увереннее, и чтобы интерес к подобного рода делам не угас. Замечу, что для обучения незрячего ребёнка вам потребуется вся ваша смекалка и терпение. Ведь, чтобы объяснить, как делать то или иное без зрения, вам необходимо самому это понять.

Результаты не заставят себя ждать. Ваш ребёнок вырастет уверенным в себе и всегда вспомнит вас добрым словом. С незрячими людьми более сознательного возраста дело обстоит гораздо хуже, так как у большинства из них уже крепко утвердились постулаты «Я слепой, как я могу делать …» и затем длинный список дел, которые сделать якобы невозможно, а в особо тяжёлых случаях даже развился комплекс неполноценности. Сразу скажу, что панацеи от такой беды не существует, но попытаться исправить положение дел можно. Для начала нужно учесть следующее моменты:

• Понять, как вашу деятельность воспримут члены семьи. Если они благосклонно относятся к вашим начинаниям и при этом не готовы помочь, но хотя бы не мешают, это уже хорошо.

• Постарайтесь подумать о том, кто бы вам мог помочь в изучении технологии работы с тем или иным инструментом.

• Если члены вашей семьи против того, чтобы вы разворачивали какую-либо деятельность, подпадающую под тему данной статьи, то запаситесь терпением и приготовьтесь к долгим и утомительным спорам и ко всякого рода неприятным последствиям вашей деятельности. После того как вы определились с вышеизложенными пунктами, можно приступать к делу.

Сперва я хотел бы обратить ваше внимание на то, что возможности незрячих людей в области технических работ имеют весьма смутные ограничения. Для того чтобы вы представили себе, насколько эти возможности широки, я постараюсь привести некоторые примеры того, что реально можно сделать вслепую.

Первое, о чём стоит сказать, – это столярное ремесло. Да, я не оговорился. Мне известен один человек, который вслепую изготавливает на заказ мебель! Мы же рассмотрим только основные виды работ – это пиление ножовкой, выпиливание лобзиком, работа рубанком, сверление дрелью (ручной и электрической), шлифовка, работа напильниками и т.д. Человек, который владеет этими навыками, уже способен сделать многое: починить сломавшуюся мебель, навесить дверь на петли и не только.

Следующая немаловажная ветвь – это работа с электричеством. Здесь вообще простор для фантазии открыт. Самым простым примером является замена розеток, починка электрических приборов (устранение порыва шнура, замена предохранителей, конструирование своих удлинителей). Как один из нестандартных примеров я могу привести случай, когда у зарядного устройства была китайская вилка, а переходник на стандартную отсутствовал. Долго не думая, я спокойно прикрепил обычный провод со штепселем к зарядке и получил не просто зарядку с российской вилкой, но ещё и с длинным проводом. Вообще, современные технологии только расширяют возможности. Например, сейчас незрячим стал доступен такой прибор, как говорящий мультиметр. С его помощью можно проводить измерения различных электрических величин.

И ещё одна категория работ, которой я хотел бы уделить внимание, – это сантехника. Здесь возможности тоже довольно широки. Если у вас есть штангенциркуль, свёрла, набор гаечных ключей, то вам не составит труда заменить смеситель, сифоны у раковины и ванны, установить новую мойку на кухню, самостоятельно подключить стиральную машину к системе водопровода и даже заменить унитаз.

Я надеюсь, что смог дать вам хотя бы частичное представление о тех возможностях, которые доступны незрячим людям и коих по тем или иным причинам они бывают лишены. Вы видите, что незрячие в своей работе используют обычные инструменты. Адаптации требуют только измерительные приборы, так как считать показания с них без помощи зрения не представляется возможным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *