Евгения Лагунина | Путь к мечте
Сегодня мне сложно поверить в то, что я родилась в красочном мире, наполненном естественными звуками. Яркие воспоминания из детства о том, как я рассматриваю цветы, насекомых и птиц, играю с солнечными зайчиками, стали со временем казаться сном. Из года в год окружающий мир становился бледнее и тише, а я не могла полностью осознать, что на самом деле меняется только моё восприятие.
В семь лет я пошла учиться в специализированный московский интернат для слепых и слабовидящих детей, так как к тому моменту зрение значительно снизилось. Ещё в первые годы обучения в школе у меня вызывал живой интерес поиск решения бытовых проблем незрячих одноклассников, а также поиск подходов к обучению сверстников из коррекционных классов. Мне нравилось описывать незрячим то, что они не могли увидеть, и доставляло удовольствие подолгу объяснять решения математических задач с использованием игрушек, кубиков и конструктора. Ко мне часто обращались воспитатели, чтобы я уговорила упрямого ребёнка пойти на прогулку. Как правило, у меня получалось.
В средней школе я задумалась о том, что было бы здорово стать педагогом или психологом, чтобы помогать тем, у кого есть сложности с обучением и приобретением бытовых навыков. Мне рассказывали про Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей, и я с трепетом думала, как, наверное, интересно там работать, помогая детям, которые ничего не видят и не слышат.
К 9 классу у меня сильно упало зрение и значительно снизился слух. Это меня тревожило, заставляя больше задумываться о выборе профессии. Тогда мне не пришло в голову, что помогать можно и взрослым людям с инвалидностью, а про работу с детьми стоило забыть. Уследить за ними я уже не могла. Про взрослых я не думала, скорее всего, ещё от того, что сама была далека от взрослой жизни, находясь большую часть времени в тепличных условиях интерната.
Достаточно быстро решилась проблема выбора профессии — я собралась получать техническое образование, так как имела огромный интерес и некоторые способности к точным наукам. Про тайную мечту о работе со слепоглухими детьми пришлось забыть. Очень скоро об этом стало совершенно некогда думать.
Много времени я проводила с учебниками по математике и задачниками, совсем не осознавая, что мне самой ещё многое предстоит преодолеть, столкнувшись с реальностью. Кроме того, я посещала кружки, занималась музыкой и рукоделием.
О снижении слуха я старалась не думать до определённого времени, так как мне очень помогали одноклассники и учителя. Хотя мне запомнился момент, когда я решила, что мои тактильные часы остановились. Я их поднесла к уху и подумала, что они сломались. Но спустя несколько часов я посмотрела время и убедилась, что часы идут. Это мне показалось странным, я ведь помнила, как громко они раньше тикали. На всякий случай спросила у одноклассников, но они подтвердили, что часы тикают так же громко, как и раньше. Но я этого абсолютно не слышала. Меня охватил ужас.
Но встреча с реальностью произошла на подготовительных курсах, где я в первый же день поняла, что ничего не слышу даже с первой парты. В выпускном классе пришлось приобрести слуховые аппараты. Тогда от них было много мучений в шумных местах. Я ничего в них не слышала, когда вокруг разговаривали несколько человек, но на лекциях в университете с первой парты что-то понимать удавалось, хотя и далеко не всё.
Поступив в университет на факультет информационных технологий, я уже почти ничего не видела. Могла различать только очертания предметов вблизи, перемещаясь по городу с тростью. Мне было легко запоминать маршруты, но плохой слух очень мешал ориентировке в пространстве.
Постепенно я стала более уверенно чувствовать себя на улице и в общественном транспорте, научилась себя обслуживать без посторонней помощи. Вскоре у меня появились слуховые аппараты, которые хоть и не заменили мне слух, но расширили возможности.
На последнем курсе у меня был некоторый опыт обучения компьютерной грамотности незрячих и слабовидящих людей. И впервые за многие годы я снова поймала внутреннее ощущение того, что занимаюсь своим делом. При этом я не огорчилась выбранной профессии, а наоборот, поняла, как был верен мой выбор. Ведь теперь я могу не только работать программистом, но и передавать полученные знания тем, кому они особенно необходимы.
После окончания университета был короткий момент разочарования, так как у меня не получилось найти постоянную работу, связанную с обучением незрячих людей компьютерной грамотности. Главной причиной было отсутствие записи в дипломе о праве преподавания. Но с проблемой поиска работы сталкиваются практически все незрячие люди, окончив университет. Через некоторое время мне удалось устроиться в отдел конференций газеты «Ведомости» специалистом по работе с базами данных, где я и проработала почти три года.
Ритм жизни перестал быть таким напряжённым, поэтому было время на размышления. Мне не давало покоя чувство, которое я ощущала, обучая незрячих компьютерной грамотности или помогая сверстникам в решении бытовых проблем ещё в юности. Совершенно случайно я познакомилась в интернете со слепоглухой женщиной. Но случай — это один из псевдонимов Бога, когда Он не хочет подписываться Своим именем (Анатоль Франц). Она меня пригласила на встречу в творческую мастерскую, где в то время слепоглухие люди собирались по субботам. Там я и приобрела первый опыт общения с помощью Дактиля (пальцевая азбука), приезжая общаться каждую субботу.
Когда спустя пару лет я прочитала в интернете объявление о том, что в дом слепоглухих требуется преподаватель системы Брайля и компьютерной грамотности, уже совсем не задумываясь, отправила своё резюме. Мне перезвонили и пригласили на собеседование. Я пришла и в тот же день осталась работать.
В эту работу я окунулась с головой и не могла поверить, что теперь занимаюсь любимым делом. Да, порой бывали трудности, так как люди приезжали на обучение в разном психологическом состоянии. Но я старалась проводить с ними ту работу, которая им была особенно необходима. Нередко мой новый ученик не мог заниматься, не рассказав трагедию своей жизни и не получив соответствующей поддержки и тепла. Через год работы в доме слепоглухих мне стали доверять самых сложных людей, приезжавших на реабилитацию. Моими учениками являлись и являются до сих пор, как правило, тотально слепоглухие люди.
В 2018 году я осознала, что уже не хочу и не могу возвращаться к своей профессиональной технической деятельности, имея почти пятилетний опыт работы со слепоглухими людьми. Но в то же время меня смущало, что я со своим техническим дипломом не имею права работать реабилитологом в организациях, где есть лицензия на образование.
И опять как бы случайно мне попалась в интернете передача, где принимала участие Басилова Татьяна Александровна, которая является профессором психологии и всю жизнь занимается слепоглухими. Мне непременно захотелось с ней пообщаться. В сети я выяснила, что она заведует кафедрой реабилитологии в магистратуре, на факультете клинической и специальной психологии. Тогда в моей голове сложился чёткий план действий. Я решила поступить в магистратуру. Выбрала направление кафедры реабилитологии по психолого-педагогическому сопровождению слепоглухих и лиц с тяжёлыми множественными нарушениями.
До вступительного экзамена оставалось совсем мало времени. Было очевидно, что я не успею прочесть всё необходимое к экзамену, поэтому ограничилась «Педагогической поэмой» Макаренко и пошла на собеседование с преподавателями кафедры. Там я впервые встретилась лично с Басиловой Т.А. и рассказала о своём опыте работы со слепоглухими и желании этот опыт систематизировать. Мы беседовали всего около 20 минут, но я снова ощутила ни с чем не сравнимое чувство правильности происходящего.
В магистратуру я поступила. Моим научным руководителем и наставником стала Басилова Т.А., с которой мы провели огромную работу. Моя магистерская диссертация под её руководством о социализации слепоглухих при помощи современных информационных технологий была отмечена одной из лучших на курсе.
Во время учёбы в магистратуре мы с моим мужем начали отдельно заниматься технической помощью слепоглухим людям, когда у них возникали проблемы с различными гаджетами. Так появился центр технической помощи «Циферка». Заявок от слепоглухих с каждым месяцем становилось больше, что указывает на востребованность подобной поддержки.
Также появились мысли о том, что есть незрячие не только с нарушением слуха, но и с другими проблемами здоровья, например колясочники. Летом 2020 года, когда я окончила учёбу в магистратуре, мы с мужем уже окончательно уверились в необходимости создания собственного фонда, который будет заниматься с людьми, имеющими разные формы инвалидности. И осенью 2020 года мы его зарегистрировали.
Его основной целью является социализация людей с тяжёлой формой инвалидности с помощью современных информационных технологий (адресная помощь, индивидуальная реабилитация).
Основная наша программа, связанная с данным направлением, называется «Окошко в мир». В ноябре был запущен проект на «Планете», чтобы собрать средства для технической помощи людям не только в Москве, но и в регионах, где, как правило, им некому помочь из-за коммуникативных трудностей.
Это не единственная программа фонда. Есть и целый ряд других. За считанные месяцы «Циферка» заняла наши мысли, пространство во круг нас, и продолжает всё глубже врастать в нашу жизнь.
Разве могла я представить, будучи студенткой-первокурсницей, только что покинувшей стены интерната, растерянной и напуганной этим огромным чёрно-белым миром, что всё сложится именно так. Что не пройдёт и 15 лет, как я стану президентом благотворительного фонда, смогу преодолеть множество трудностей и собственных комплексов, радуясь жизни, благодаря Бога и ощущая себя на своём месте.