Карина Райская | Музыка в моей жизни
Моё знакомство с музыкой началось ещё в очень раннем детстве. Уже в возрасте трёх лет я пела песни, которые мне нравились. Так как моя мама владеет аккордеоном, то, когда мне исполнилось шесть, она стала обучать меня игре на этом инструменте. Скажу честно, мне это давалось нелегко. Да и моя мама раньше никогда не сталкивалась с незрячими и не знала, как их обучают, тем более музыке. Она играла мне фрагмент произведения, а я повторяла его на слух, и так я выучивала произведение полностью. В результате долгого и упорного труда в семь лет я впервые выступила на школьном концерте как аккордеонистка. Моё выступление произвело огромное впечатление как на руководство школы, так и на меня саму.
В восемь лет меня отдали в детскую школу искусств № 6, где я на протяжении семи лет изучала фортепиано, сольфеджио (теорию музыки), хоровые дисциплины и т. д. В школе меня приняли с удовольствием, не обратив внимания на отсутствие у меня зрения. Дело в том, что эта школа находится в 500 м от общеобразовательной школы для незрячих, поэтому такие дети для них уже не были новостью. Методика обучения осталась точно такой же, как была у моей мамы. С брайлевскими нотами здесь была напряжёнка: это была обычная школа искусств, и никто из педагогов изучать Брайль не собирался.
Сначала я поступила на класс фортепиано, а затем, окончив его, – на аккордеон и классическую гитару. Именно поэтому я так долго обучаюсь в музыкальной школе. Класс фортепиано я закончила с красным дипломом, а сейчас продолжаю заниматься по классам аккордеона и гитары.
Говоря об особенностях обучения незрячих детей, логично, что по нотам (с листа) они играть не могут, даже если произведение есть по Брайлю. Поэтому педагоги учат с ними всё на слух. Иногда приходится запоминать большие объёмы трёхчастных произведений. Конечно, главным моим помощником на этом нелёгком пути была и остаётся моя мама, за что ей огромное спасибо. Стоит заметить, что экзамены в музыкалке я сдавала на общих основаниях вместе со зрячими детьми. Что касается профессиональных музыкальных учебных заведений, полностью адаптированных для незрячих, то это Курский музыкальный колледж-интернат слепых. [Однако есть целый ряд примеров обучения незрячих людей в обычных (неспециальных) колледжах и высших учебных заведениях (прим. Ред)].
Подводя итог, хочу сказать, что музыка играет значительную роль в жизни незрячего человека, особенно ребёнка. Она формирует нравственные качества, влияет на становление личности и культурный уровень. Лично для меня музыка – это возможность выступать на различных мероприятиях города и области, а также знакомиться с новыми людьми, объединёнными одним общим делом – исполнением и созданием музыки.
Больше информации о моих выступлениях и видеозаписи музыкальных произведений вы найдёте в моем инстаграме: _karina__73. Подписывайтесь, и, если есть вопросы, пишите в директ. Буду рада всем и каждому.