Карина Жакова | Шрифт Брайля в моей жизни
Здравствуйте, достопочтенный месье Брайль!
Пишет Вам Карина из российского города Брянска. Прошло чуть больше 20 лет с того момента, как в мою жизнь прочно вошел изобретенный Вами шрифт.
Зрение я потеряла в младенческом возрасте, а чуть позже в результате хронического отита был частично утрачен слух. Однако эти обстоятельства не угасили моей природной любознательности. Благодаря маме, бывшему воспитателю детского сада, в три года я начала осваивать лепку из пластилина. Мы выбирались за город, где я тактильно знакомилась с животными, деревьями, цветами. Родители регулярно читали мне книги. Уже к шести годам я знала алфавит, цифры, могла немного складывать и вычитать. В семь у меня появилась магнитная азбука и возможность самостоятельно составлять предложения. Но так случилось, что в том же году я серьезно заболела и в первый класс пошла лишь в восемь лет.
Я обучалась на дому. Учеба давалась мне легко. Новые знания я впитывала с увлечением, но одна проблема становилась все актуальней — я не могла читать и писать самостоятельно, а воспринимала информацию лишь на слух и передавала ее устно. Все изменилось осенью 1998 года, когда в моей жизни появилась Вера Александровна Симонаева. Прежде она преподавала Вашу систему в Трубчевской школе для незрячих и слабовидящих детей в Брянской области.
Признаюсь, в начале мне было очень тяжело. Я думала, что у меня ничего не получится и писать я никогда не научусь. Каждая точка прокалывалась с усилием. С непривычки уставали и болели руки. Но я продолжала двигаться вперед и уже к декабрю научилась сносно читать вслух. Накануне нового 1999 года я написала свое первое письмо рельефно-точечным шрифтом – брату и сестре Слюнченко, которые также были учениками Веры Александровны. Постепенно переписка расширилась и вскоре охватила уже всю Россию и страны бывшего СССР. Кроме того, я записалась в областную библиотеку для слепых, всерьез увлеклась поэзией, учила стихи наизусть. Подростком приобрела опыт написания собственных рифмованных строк.
На летних каникулах я часто отдыхала за городом, в поселке Сеща, в доме прадедушки и прабабушки. Там они приобщали меня к сельскому хозяйству: я сама выращивала кроликов. По соседству жила моя близкая подружка Лена, мы с ней много времени проводили вместе. К началу учебного года мы решили продолжить общение с помощью переписки, и я помогла ей изучить рельефно-точечный шрифт. Лена освоила его довольно быстро: она читала точечные буквы и цифры глазами, а писала грифелем. Мы долгое время активно переписывались. До сих пор вспоминаю один забавный случай. Это произошло позже, когда я уже училась на первом курсе. Помню, готовилась я к очередному зачету – и тут звонок в дверь. Приходит почтальон и говорит: «Здравствуйте, вам какая-то коребистость пришла», — и протягивает письма. Мама ему отвечает: «Это письма по Брайлю», на что он тут же отреагировал: «Ну, я знаю эту коребистость. Нас учили». Мне почему-то стало так весело, что я еле вернулась к зубрежке. Хорошо, хоть от смеха не захлебнулась! А Саша по сей день работает на нашей почте. И вашу фамилию, месье Брайль, помнит теперь наизусть. Произносит без запинок.
В двенадцать лет я начала выписывать журналы, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, и продолжаю получать их до сих пор. В числе моих любимых – «Литературные чтения», «Наша жизнь», «Школьный вестник». Каждый раз я с нетерпением жду нового номера. Книги я тоже читаю с большим удовольствием. Сидеть вечером с хорошей книгой, перелистывать страницы, вдыхать запах бумаги – всё это приносит мне ни с чем не сравнимое умиротворение.
С шестнадцати лет я играю на гитаре. К счастью, музыкальные предпочтения моего педагога по гитаре удивительным образом совпали с моими. Мы оба горячо любили блюз, джаз и классический рок и могли говорить о них бесконечно. После окончания школы я поступила в Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского на преподавателя гитары и дирижера хора. Училась я наравне со зрячими. Часть информации приходилось записывать на диктофон, но самое важное я всегда конспектировала с помощью рельефно-точечного шрифта.
Так сложилось, что в библиотеке нам с мамой удалось найти учебник П. С. Агафошина с пьесами для гитары. У моего педагога по специальности имелась его плоскопечатная версия, у меня — рельефно-точечная. Это значительно облегчало процесс освоения программы. Однако к середине второго курса я поняла, что преподавание музыки не моя стезя, и перевелась на кафедру социальной педагогики и психологии. Группа у нас была веселая и дружная, учиться и отдыхать мы умели по-настоящему, но студенческие годы пролетели быстро. Дипломную работу я набирала плоскопечатным шрифтом на компьютере, но торжественную речь на выпускной — вашим шрифтом. После чтения речи я продемонстрировала ее со сцены сокурсникам и педагогам.
Еще в школьные годы я всерьез увлеклась художественной лепкой, затем бисероплетением, начала участвовать в выставках и конкурсах — районных, областных, всероссийских, международных. На территории Брянской области с 2004 по 2019 годы прошло двенадцать моих персональных выставок. Когда это возможно, я стараюсь делать поясняющие таблички рельефно-точечным шрифтом к каждой своей работе. В них я даю краткую информацию о себе и о своем изделии, чтобы незрячие люди, посещающие мероприятия, могли познакомиться с моим творчеством. Сейчас я занимаюсь изготовлением и продажей сувениров ручной работы из глины, бисера, соленого теста. Под чутким наставничеством художественного руководителя и дирижера Брянского городского эстрадного оркестра Бениамина Эдуардовича Мирзояна совершенствуюсь в вокальном мастерстве. Не обхожу стороной и общественную работу: несколько лет я занимаю должность заместителя председателя Творческого реабилитационного клуба инвалидов «Новый взгляд». Наш руководитель, Андрей Николаевич, является поздноослепшим, и для него очень важно читать и писать самостоятельно. Недавно он изъявил желание изучить рельефно-точечный шрифт. Да, это непросто, но исходя из личного опыта, могу сказать, что все приложенные усилия того стоят. Я, разумеется, постараюсь помочь ему в столь нелегком, но важном деле.
Я также разрабатываю мастер-классы по работе с глиной и бисером для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе и для незрячих.
Кроме того, благодаря Вам, месье Брайль, осуществится моя мечта — создание книжек для маленьких слепоглухих детей. У меня уже есть наработки, как можно делать книги с использованием глины. Я нашла единомышленников в брянском досуговом центре для слепоглухих «Открытые сердца», и они предложили в книгах использовать еще и… вязание крючком. Думаю, у нас все получится! Так что будьте уверены, месье Брайль: Ваша система еще долго будет актуальна, востребована и незаменима.
***
Текст впервые был опубликован в сборнике «Зоркое сердце», выпущенном фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» в 2019 году.