Маргарита Мельникова | Глазки не болят, а сломались
Часто, желая объяснить маленькому зрячему ребёнку, что человек не видит, ему говорят: «У этой тёти (девочки) / того дяди (мальчика) глазки болят!» А задумывались ли родители, бабушки и дедушки, дающие такое объяснение, как понимает их слова зрячий малыш? Достаточно ли этого объяснения? Какие в маленькой головке могут появиться вопросы?
Когда я ставлю себя на место зрячего ребёнка, которому так рассказывают о чьей-то слепоте, мне сразу хочется пожалеть того, у кого «глазки болят», потому что слова «больно», «болит» я хорошо понимаю. Мне делали уколы – и это больно. Мне, предположим, лечили зубы, и это тоже больно, по крайней мере было больно пару десятилетий назад.
И вот зрячий малыш начинает думать, что незрячий сверстник или взрослый постоянно страдает, мучается, испытывает боль. А это грустно, ребенку хочется заплакать, пожалеть его. Разве этого вы, дорогие родители, добивались? Кроме того, «болят» – это значит, человек болен. Но нужно ли, чтобы к незрячему человеку ваш ребёнок изначально относился как к больному? Да и подобное объяснение с огромной вероятностью неправда. Я ни в коем случае не хочу никого уличать во лжи, но лучше найти более правильные, понятные ребенку слова.
Я сама поступаю так. Чтобы объяснить ребёнку 4-8 лет, что я не вижу, я могу сказать: «У меня глазки сломались. Не работают». И поясняю: «Вот твоя книжка. Тут, наверное, картинки? Буковки? Ты их видишь, а я – нет, хотя глазки у меня открыты». Если ребёнок спрашивает, можно ли глазки «починить», «наладить», честно говорю, что пока нет, притом добавляю, что, даже если они «не работают», я могу… А дальше – в зависимости от ситуации. Если рядом компьютер, можно, например, показать, как с ним управляться. Тогда ребёнку чаще всего интересно. Жалко тоже становится, но и понимания гораздо больше.
И вы, родители, можете говорить что-то вроде: «У этой тёти не работают, не видят глазки. Как телевизор (компьютер) не показывает». «Ты видишь эту птичку? А Ваня (этот дядя, та девочка) её не видит, но слышит, как она поёт». «Ты видишь речку, а тётя слышит, как она шумит, тётя может плавать в речке, как и ты!»
А как быть, если нужно объяснить, что кто-то просто плохо видит, а не совсем лишен зрения? Это тоже зависит от фантазии и ситуации. Например: «Ты видишь очень маленькие буковки, а Настя – только во-о-от такие, большие!» «Ты видишь во-о-он как далеко, то большое дерево! А тётя Оля видит дерево, когда стоит вот здесь, очень близко!» – и так далее.
Можно сравнивать, приводить примеры, показывать. Если ребёнок постарше и уже понимает, что такое мутно и чётко, дальше и ближе, объяснять будет проще. Главное – делать это без раздражения и траурного выражения лица, а спокойно и доброжелательно.
Ребёнок может испугаться, что тоже перестанет видеть или будет видеть плохо. Развеять эти опасения не очень сложно: «Кто-то видит хорошо, далеко, даже самые маленькие буковки, звёзды на небе… И таких людей много-много! Но иногда у кого-то ломаются глазки…» – дальнейшее объяснение сильно зависит от возраста ребёнка и ситуации. Важно объяснить, что тётя, дядя, мальчик, девочка, которые не видят, тоже, «как и ты» – плавают в бассейне, ходят в магазин, гуляют по парку и так далее.
Естественно, если вы идёте с ребёнком и видите человека с белой тростью, лучше сразу правильно её назвать: тросточка, трость, а никак не палка, палочка. Объяснить малышу, для чего она нужна незрячему человеку, тоже довольно просто, но лучше избегать выражений вроде «тросточка показывает путь». Лучше сказать: «Этой тросточкой человек находит путь, узнаёт, туда он идёт или нет, тросточка – его компас». Наверное, такие слова больше понравятся мальчикам. Важно при объяснении сделать главным действующим лицом не трость, которая «ведёт, показывает, подсказывает», а человека, который «ищет дорожку, находит, узнаёт».
Тот же принцип – не говорить «болят» – можно использовать и рассказывая о человеке, который не слышит, не ходит. Пожалуйста, никаких «ушки болят», «ножки болят»… Малыши порой сообразительнее, чем мы думаем!
Желаю вам смелости и находчивости!