Ольга Александрова | Частичная слепота
Здравствуйте. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о слабовидящих.
Некоторые думают, что люди делятся на два типа: незрячих и людей с отличным зрением. Но это совсем не так, спектр нарушений зрения достаточно широк. Есть люди с небольшими нарушениями, а есть те, у кого имеется только светоощущение. Бывают люди с тоннельным зрением – на периферии зрение у них полностью отсутствует, есть лишь небольшое «окошко» в центре, в котором у них может быть идеальное зрение. Некоторые, наоборот, имеют только боковое зрение – то есть, грубо говоря, обзор такому человеку закрывает плавающее чёрное пятно, и он видит лишь то, что находится от него по бокам. Другие люди просто плохо видят вблизи (дальнозоркость) или вдали (близорукость). А есть те, кто видит всё в уменьшенном и немного расплывчатом виде. К таковым я могу отнести и себя. Возможно, и даже очень вероятно, что есть ещё какие-то виды нарушений зрения, о которых я просто не знаю.
Когда люди узнают, что я всё-таки что-то вижу, они начинают задавать вопросы из серии: «А вы хорошо видите? А что вы видите? А как вы видите?» В начале самостоятельной жизни эти расспросы меня очень раздражали, но речь сейчас о другом. Проблема заключается в том, что так я вижу с рождения и не имею ни малейшего представления, как видят другие люди, а потому не могу оценивать свое зрение в сравнении с кем бы то ни было.
Правда, у меня в школе работает учительница, которая видит примерно так же, как и я. Зрение у нас около двух сотых от единицы, то есть от идеального. Однажды мы с ней попытались придумать описание того, как мы видим мир. Поразмыслив, мы решили, что будем объяснять это другим на примере яблока. Представьте, что яблоко – это сто процентов. Разделим его на сто частей и возьмём из этих частей две. Вот эти две части и будут составлять наше зрение.
Мы предполагаем, что видим только общую картину. То есть, когда кто-то стоит от меня в трёх шагах, я могу увидеть его комплекцию, рост, примерный цвет и длину волос и цвет одежды. Могу определить, платье на человеке или брюки. Но всё это лишь при хорошем освещении. Я называю такое зрение силуэтным.
Конечно, хорошо, когда имеешь визуальное представление об окружающем мире. Однако, на мой взгляд, остаточное зрение создаёт некоторые сложности, хотя и с ними можно постепенно справиться. В первую очередь это принятие себя. Мне кажется, что поначалу такая проблема возникает у многих незрячих. Когда я приехала в другой город учиться в школе для слабовидящих и незрячих и стала жить среди большого количества детей, то испытала шок. Конечно, я знала, что вижу не так, как все, но за всю свою девятилетнюю жизнь никогда особенно об этом не задумывалась. Я пришла в ужас, когда поняла, что все взрослые и дети видят, что я делаю (ое представление о том, как видят другие люди. Если я знаю, что, например, на моей чёрной юбке есть маленькое белое пятнышко, то мне кажется, что его видят все. А потом выясняется, что люди на это пятно даже не обратили внимания. То есть в моём представлении люди с хорошим зрением являются чуть ли не экстрасенсами, замечающими всё за километр.
Долгое время я не могла понять, почему я не могу делать всё то, что делают зрячие дети. Думала, что я какая-то не такая. Но потом, со временем, я поняла, что есть вещи, которые с моим зрением просто невозможно сделать, и успокоилась. Теперь, если мне что-то не удалось из-за отсутствия зрения, я просто принимаю это как данность и иду дальше.
Продолжительное время я не могла взять в руки трость, хотя в глубине души понимала, что это необходимо. Раньше я носила очки с диоптриями, плюс 13 – это достаточно большое увеличение. Я очень плохо реагирую на яркий свет, и, когда на улице солнечная погода, я перестаю что-либо видеть и надеваю тёмные очки. Но ведь очки носят все, а если я возьму трость, люди сразу поймут, что я не вижу! Так я рассуждала, пока однажды в меня не врезалась велосипедистка. Ну, или я в неё, не знаю уж, как там было дело. Только тогда у меня включился мозг, я плюнула на всё и взяла трость.
Сначала было тяжело. Мне казалось, что на меня смотрят абсолютно все. Но позже я поняла, что людям в принципе не особо важно, с чем я там иду. Постепенно я привыкла к трости, успокоилась и теперь очень довольна. Сейчас мне даже сложно представить, как я могла ходить без нее раньше. Хорошо, если человек возьмёт трость, прежде чем с ним произойдёт какая-нибудь неприятная история. Не стоит доводить до такого. Не стесняйтесь своей слепоты, в ней нет ничего постыдного.
Когда не видишь или видишь плохо, приходится привыкать к определённым вещам. Многие люди смотрят на незрячего с тростью, как на красного человечка на трёх лапах и с десятью парами ушей, но в этом нет ничего странного. Если вы покрасите волосы в фиолетовый цвет, на вас будут смотреть точно так же. Незрячий или глубоко слабовидящий человек, идя с тростью, привыкает игнорировать, а порой и со смехом относиться к разной реакции людей на улице. Таким образом человек учится прислушиваться к себе, понимать, чего хочет он сам.
Как я уже упоминала, ещё одной проблемой слабовидящих людей являются вопросы о зрении. Меня они не раздражают, но мне всё равно сложно объяснить возможности своего зрения. Ведь только в процессе длительного общения можно понять, что, при каких условиях и как видит человек. Но говорят, что в какой-то мере это можно определить визуально: по тому, насколько близко он подносит к лицу тот или иной предмет и т. д. Но, к сожалению, есть люди, которые не могут или не хотят понять, что кто-то действительно не видит.
Приведу пример из собственной жизни. С детства я любила танцевать. Да, может быть, со стороны мои танцы выглядели нелепо, так как я не могу увидеть, как именно нужно двигаться. Но у меня были свои движения, которые я подстраивала под музыку и получала удовольствие. Однако в школе я поняла, что терпеть не могу уроки танцев. Никто мне не объяснил, как нужно танцевать, пытались только показывать визуально, не понимая, что я не вижу. И это несмотря на то, что училась я в классе по системе Брайля (рельефно-точечный шрифт для незрячих). «Оля, почему ты не попадаешь в ритм? Ты же занимаешься музыкой. Должна слышать ритм». А я толком не знала движений, путалась и потому не попадала. Будучи ребёнком, я не понимала, как объяснить человеку, что я элементарно не вижу, что мне показывают. А учительница по каким-то причинам не замечала проблему, хоть и работала в коррекционной школе для детей с плохим зрением или с полным его отсутствием. Я ни в коем случае не хочу никого осуждать. Этот случай, несмотря на неприятный осадок, научил меня тому, что не стоит стыдиться своего слабовидения.
Со временем я научилась объяснять другим, что не вижу. Я поняла, что никто не имеет права определять за меня, насколько у меня нарушено зрение. А ведь нередко можно услышать: «Ты же это видишь, почему не признаёшься, зачем притворяешься?» И не всегда такие вопросы вызваны злобой. Часто люди сами хотят верить в то, что я вижу больше, чем на самом деле, хотят верить в лучшее, и в этом нет ничего плохого. В таких случаях я терпеливо объясняю, что, увы, нет, я не вижу того-то и того-то. Люди часто забывают, что помимо глухих бывают и слабослышащие, а наряду с тотально слепоглухими есть ещё люди с частичным остатком зрения, слуха или того и другого сразу. И среди опорников встречаются не только люди с недействующими ногами: бывает, что чувствительность тела отсутствует вовсе, бывает, что частично не действуют руки.
В какой-то момент я поймала себя на том, что стесняюсь перед тотально слепыми людьми своего небольшого остаточного зрения. Как же так: я вижу, а они нет! Со временем я поняла, что они-то, в отличие от меня, совершенно спокойно относятся к тому, что я что-то вижу. Лишь постепенно я сама пришла к тому, о чём говорила выше. Все мы разные. Нет двух одинаковых людей. Наверное, так и должно быть, ведь для чего-то нам это дано. Если вы идёте куда-то с человеком, который имеет остаточное зрение, а сами при этом не видите, можете опираться на то, что видит ваш попутчик. Если вы зрячий человек, то объяснение вашего спутника поможет вам лучше понять его.
Конечно, очень сложно понять, как именно видит другой человек. Мы никогда не сможем этого сделать до конца, но всё же можно получить об этом примерное представление. В общем, не бойтесь коммуницировать, и всё у вас получится.