Ольга Александрова гладит кофту

Ольга Александрова | Незрячий может всё  

Может быть, этот заголовок вызовет у людей очень много вопросов. Как незрячий может уметь всё, если он ничего не видит?

Да, действительно незрячим людям часто нужна помощь, но здесь я хочу рассказать не о том, что незрячий не может, а о том, что незрячий может.

Когда люди в первый раз в жизни встречаются с незрячими, то у них возникает большая куча вопросов: «Как вы живёте?», «Как сами себя обслуживаете?» 

На самом деле, как бы странно это ни звучало, всё довольно просто. Мы делаем всё то же самое, что и зрячие люди, только при выполнение какой-либо задачи опираемся не на зрение, а на слух, осязание и обоняние.

Конечно, есть незрячие, не умеющие самостоятельно удовлетворять свои потребности: приготовить обед, постирать бельё, пришить пуговицу. Часто проблема заключается в том, что за незрячих с раннего детства делают всё родители или другие близкие. Не зная, как научить незрячего выполнять ту или иную работу по дому, они воспитывают в ребенке потребителя: «Мне все обязаны, Я не вижу, зачем я буду что-то делать, если за меня сделают это другие?»

Ольга Александрова протирает подоконник

 

Я понимаю, воспитывать ребёнка очень сложно, ещё сложнее воспитывать незрячего ребенка, Но ведь, когда родители уйдут (а они рано или поздно уйдут), то их ребёнок никак не будет приспособлен к жизни.

И это гораздо страшнее, нежели увидеть, как он разобьет тарелку, порежет палец ножом или обожжется утюгом. Да, он совершает ошибку, Да, ему будет больно, но он будет учиться на своём опыте и никогда больше эту ошибку не повторит.

Зато когда вы состаритесь, будете уверены в том, что ваш ребёнок сможет жить самостоятельно, без посторонней помощи. Конечно, помощь понадобится рано или поздно, но человек должен уметь выполнять самые элементарные вещи самостоятельно.

Кроме того, нужно помнить, что любой ребенок, пока учится, может порезать руку, иногда даже сильно, разбить вашу любимую чашку или помыть пол так, что потом нужно будет перемывать. Незрячий малыш – такой же ребенок, просто он не видит, иэто часто накладывает отпечаток на то, как он выполняет те или иные действия.

Первый и, наверное, самый трудный шаг в воспитании незрячего ребенка заключается в том, чтобы принять его таким, какой он есть. Со всеми его недостатками, достоинствами и, главное, принять его слепоту. Если в семье ребёнка будут принимать, то у него никогда не разовьется комплекс неполноценности. Конечно, дети на улицах, может быть, и будут смеяться над незрячим ребёнком, но у него не будет такой бурной реакции, если его будут принимать в семье.

И одним из важнейших условий принятия незрячего малыша семьей является отсутствие гиперопеки над ним. Я понимаю, это очень-очень непросто, но нужно постараться. С самого детства незрячего ребенка, как и любого другого, необходимо приучать к труду. Например, незрячий ребёнок никогда не сможет подмести пол, так как он не видит мусора, но помыть полы он вполне в состоянии. Кроме того, для уборки мусора, вместо веника, можно использовать пылесос. И это незрячему уже вполне под силу. Ребёнок должен понимать, что его труд и помощь доставляют удовольствие родителям. И тогда он будет трудиться с радостью и желанием.

Вы готовы учить ребёнка, но не знаете как. Это, наверное, следующий вопрос, который может возникнуть у родителей, которые воспитывают незрячих детей. Всё очень просто. Здесь нужно терпение, ваше воображение и позитивный взгляд на жизнь. Без него никуда. Закройте глаза и представьте, что вы не видите и абсолютно не знаете, как выполнять ту или иную работу. И всё получится.

Вот, например, вам нужно научить ребёнка намазывать масло на булку. С одной стороны, всё очень-очень просто. Необходимо взять масло, размазать его по булке ножом или вилкой и всё, дело сделано, но нет. Всё не так просто. Незрячий ребенок не видит ваших движений, не может понять, как вы это сделали. Для начала Вы должны дать ребенку обследовать все предметы и продукты, с которыми он будет в дальнейшем работать. Он должен четко представлять, какого размера кусок масла, от которого он должен отделить небольшую часть; какой толщины ему нужно отрезать ломоть батона, чтобы бутерброд не был слишком большим или, наоборот, чересчур тонким. Ребёнок ознакомлен со всеми предметами, идём дальше. Малыш должен следить за вашими руками. Если он хорошо поймёт, как вы выполняете то или иное действие, то потом без труда сможет повторить его. Все движения должны сопровождаться объяснением. То есть, вы берёте в руку нож, подносите его к маслу и отрезаете маленький кусочек. Ребёнок в это время чётко следит за движением ваших рук. Вы говорите: «Я беру нож, отрезаю вот такой небольшой кусочек масла». Затем кладете масло чётко на середину куска батона, сопровождая всё это пояснениями. А ребёнок постоянно следит за движением ваших рук. Затем размазываете масло. «Но ведь ребёнок при намазывание масла на булку контролирует всё это руками, и руки будут все в масле», — сказал кто-то мне.

Действительно, это так, но мы не можем выполнить эту задачу по-другому, а значит, придётся смириться, что незрячий человек может делать какие-то привычные вещи непривычным образом. Кроме того, у незрячего человека на выполнение той или иной задачи уходит намного больше времени, нежели у зрячего человека. Зато незрячий сделает это сам, без посторонней помощи.

Ольга Александрова сидит на кровати, закинув ногу на ногу, и играет на гитаре

 

Дорогие родители, не бойтесь учить своих детей. Нужно объяснять ребёнку, что когда-нибудь вас может не стать и он должен уметь жить самостоятельно. Очень здорово, когда ты сам можешь сварить себе обед, погладить рубашку, сходить в магазин за продуктами. При этом не нужно никого напрягать, просить. Приятно осознавать, что ты можешь сделать что-то сам.

Мамы, папы, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи, сил и терпения. Я верю, что ваши дети будут благодарны вам, за вашу мудрость и мужество!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *