Софья Дидина | Ребенок не средство реабилитации
Недавно один мой незрячий знакомый рассказал мне забавную историю, приключившуюся с ним в общественном транспорте. Эта история пробудила во мне очень глубокие мысли и чувства, которыми я хочу с вами поделиться. Однако обо всем по порядку.
Так вот, однажды тот мой знакомый ехал в трамвае. Его увидела сердобольная старушка, которая уж очень захотела дать ему свой мудрый совет. «Что же ты, сынок, – говорит старушка, – совсем один-то ходишь? Трудно же! Ты, сынок, женись. Жена тебе детей родит, а они тебя водить везде будут».
В общем-то и правда очень дельный совет. Моему сыну сейчас четыре года, и передвигаться вместе с ним мне действительно стало намного легче: он и лужу поможет обойти, и номер на автобусе подскажет, и нужные товары на полках в магазине найдет. Но ведь не для этого же я его рожала!
Что для меня значит ребенок, спросите вы. И вот как раз в этом вопросе я совершенно не могу согласиться с той «сердобольной» старушкой. Нет, мой сын – это не средство реабилитации, не «инвестиция» в дальнейшую счастливую и удобную жизнь. И когда я принимала решение стать матерью, я вообще не думала о том, что ребенок будет мне помогать и тем самым компенсировать мои физические особенности. Для меня это прежде всего удивительная и уникальная личность, свидетелем и участником развития которой мне посчастливилось стать. Да согласятся со мной мамы, что это великое счастье – каждый день наблюдать, как растет и развивается твой малыш.
Вот он, совсем еще крошечка, уже улыбается мне, и я, даже если не вижу, все равно это чувствую: он так радостно гулит, что я даже могу представить себе улыбку на его личике. А вот ему уже годик, он делает свои первые шаги и важно так отмахивается от моих рук, потому что непременно хочет сделать всё сам… А вот ему уже два годика, мы идем по улице, и мой малыш кричит мне: «Мама, акулятьно, тям зиньга!» – и я понимаю, что впереди лестница и мне нужно быть осторожней. А вот ему три, и мы приходим в магазин. «Данечка, нам нужно купить хлеб», – говорю я, и ребенок уверенно идет к стеллажу с хлебобулочными изделиями и деловито так берет с полки свой любимый хлеб. А по дороге на кассу еще помогает мне найти гречку и успевает прихватить пачку своего любимого печенья. С таким помощником можно даже не обращаться к продавцам-консультантам.
Да, это именно то, о чем говорила та старушка. Зрячий ребенок действительно может во многом помогать своим незрячим родителям, даже в таком юном возрасте, как мой сын. И я очень часто ловлю себя на мысли, что мне стало во многом проще, потому что я всегда могу обратиться к нему за помощью. Но я не могу допустить даже мысли о том, что я родила его, чтобы облегчить свою жизнь.
Мне становится тошно от одной только мысли, что кто-то может так думать: якобы мы рожаем детей, чтобы с их помощью компенсировать какие-то свои физические недостатки! Но, к сожалению, в своей жизни мне не раз приходилось слышать подобные высказывания.
Конечно, в такие моменты я не стремлюсь переубедить человека и доказать обратное. Каждый из нас имеет право на свое мнение, даже если другие с ним не согласны. Но я никогда еще не встречала незрячих родителей, которые бы рожали детей только для того, чтобы те им помогали.