Анна Серпутько | Целый мир в гармонии точек
В моём беззаботном, счастливом детстве ничто не предвещало того, что точка скоро заменит линию, вернее много точек… Припоминаю себя еще пятилетним ребенком, когда моя семья переехала в другой (отдаленный от центра) микрорайон Киева. Около дома школа, и старший брат сможет помогать… Но так не произошло… Мое очень низкое зрение (3-4% лишь на одном глазу) перепутало радужные планы родителей… Вместо того – школа на другом краю города – так называемая школа-интернат для незрячих детей со всей Украины.
Точечный период детства ворвался в мою жизнь внезапно – в одно первосентябрьское утро – оставив яркий отпечаток в памяти… Уже немолодая, седая учительница нам ласково так сказала: «Детки, отложите, пожалуйста, карандаши и ручки, они вам не понадобятся…». И тут накрыло осознание того, что ничего, если с трёхлетнего возраста ты уже знаешь все печатные буквы, потому что они же тебе больше не пригодятся… И началась борьба с точками и нелёгкая победа над ними…
На протяжении десяти лет каждый день – утром два часа в школу, а вечером – столько же домой. Да, у меня именно такие чудесные родители, которым искренне благодарна за то, что каждый день могла быть с ними дома. А мои друзья имели такой шанс разве что в выходные и на каникулах… И все это задолго до инклюзивных процессов в Украине. К счастью, такие родители были, есть и будут независимо от изменения векторов системы образования.
Но, к сожалению, полное среднее образование в этой столичной школе на тот момент получить было невозможно, и мы были поставлены перед выбором: Львов, Харьков или Одесса… Не буду скрывать, что была слабой «домашней» девочкой и родители просто восстали против какого-либо выбора, нужно оставаться в Киеве. И мы нашли школу еще в более отдаленном, но красочном уголке Киева – в Пуще-Водице. В этой школе учились дети со сниженным и, честно говоря, нормальным зрением.
Невероятно и приятно: среди одноклассников я встретила своих бывших друзей детства. Учеба проводилась по обычной системе, а шрифтом Брайля пользовалась только я, зато в дальнейшем это пошло мне на пользу, так как сократило время адаптации в ВУЗе до двух-трех дней, а это очень быстро, поверьте. Именно так начались мои первые университеты – своеобразная такая «инклюзия».
А потом пять чудесных лет учебы на филологическом факультете Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова. Не буду обманывать, было непросто – с момента подготовки к поступлению – аж до последнего государственного экзамена. У меня почти не было свободного времени, очень помогали друзья и мама. Но было интересно, познавательно. Хотелось учиться, преодолевать трудности и покорять вершины самостоятельно. Уже учась в магистратуре (куда зачисляли, кстати, на общих основаниях – по результатам рейтинга и экзаменов), начала работать литредактором на одном из государственных предприятий Киева. Сейчас и не знаю, как справилась, но тогда, припоминаю, и не было трудно. Как-то так сложилось, что на протяжении всей жизни мне встречались ангелы-хранители среди родных и не очень близких, но неслучайных людей, которые помогали реально и незримо…
Казалось бы, двери alma-mater должны были бы закрыться за мною навсегда сразу же после выпуска. Однако попробовала сдать экзамены в аспирантуру – и, к счастью, мне удалось… Снова не скажу, что было легко, чтобы никого не обманывать: библиотеки, бессонные ночи, статьи, конференции и проч.; были даже минуты, когда хотелось все забросить и сменить сферу деятельности, но светлый разум победил. Я довела начатое до логического завершения. Почти сразу после успешной защиты вернулась работать в университет, где более десяти лет и преподаю на факультете специального и инклюзивного образования.
В моей жизни было множество точек, за которыми открывалась бездна интересной и полезной информации о мире… Однако воспринималось всё как должное, будто всё так и должно быть, а вот осознание того, что у тебя, кроме открытия знаний, есть еще и некое преимущество над теми, кто не владеет шрифтом Брайля, пришло намного позже, но точно так же неожиданно.
Первые неяркие вспышки понимания «преимуществ шрифта Брайля» начали появляться уже тогда, когда я обучала пользоваться рельефно-точечной системой своих зрячих друзей, одноклассников и одногруппников. Они изучали шрифт Брайля с восхищением: кто просто из интереса, кто для того, чтобы понравиться мне, а в большинстве своём – по более прагматическим причинам – для того, чтобы писать шпоры… И были-таки успешные виртуозы, освоившие Брайль и мастерски использовавшие его во время экзаменов и контрольных. А ещё понимала это ночами, когда читала интереснейшие приключенческие книги без света, прямо под одеялом так, чтобы никто не видел… И это – вершина удовольствия.
Однако глубинное понимание того, что знание шрифта Брайля придаёт мне лишь плюсы, будто владение иностранным языком, появилось не когда попало, а именно во время защиты диссертации… Защита происходила осенью, во второй половине дня, на дворе уже заметно вечерело. И тут внезапно, будто по велению какой-то магической силы, погас свет в помещении университета. Среди профессорского состава начались проявления паники, оппоненты чувствовали себя крайне взволновано и даже чуть беспомощно (прижимались к окнам, подсвечивали телефонами и фонариками), а я говорила уверенно и убеждённо, будто ничего и не произошло, точнее продолжала читать доклад, напечатанный шрифтом Брайля, и отвечать на поставленные вопросы…
После осознания преимуществ шрифта Брайля я уже никогда не стыдилась того, что пишу и читаю именно так, а не иначе. И даже в век неограниченных возможностей информационных технологий я регулярно пользуюсь этой, если можно сказать, «тайнописью». Более того, в использовании рельефно-точечного шрифта я перешла уже на чуть другой, кажется, более профессиональный уровень, ведь обучаю шрифту Брайля студентов-тифлопедагогов, занимаюсь адаптацией и редактированием брайлевских книг, являюсь соавтором учебников и автором некоторых методик обучения шрифту Брайля людей со сниженным и нормальным зрением.
Я действительно горжусь, что в своё время и мне тоже удалось выступить с инициативой относительно маркировки рельефно-точечным шрифтом Брайля упаковок лекарственных средств в соответствии с законодательными требованиями ЕС, что в дальнейшем было принято Украиной. Это, конечно, далеко не всё, ведь каждый товар, каждая продукция или важное информационное сообщение, которыми потенциально может воспользоваться незрячий человек, должны быть продублированы доступным для него шрифтом Брайля. И за это нужно ежедневно бороться!
И это, кажется, откровенная ложь, будто на сегодня далеко не все незрячие владеют шрифтом Брайля из-за того, что не могут его освоить. Нет, ключевые причины в другом: не хотят или не ощущают потребности, а возможно, отсутствует надлежащая информационная или просветительская поддержка. Лишь в этом кроется правда…
А шрифту Брайля крайне нужен глобальный промоушн, проведение множества пиар-акций, реализации привлекательных идей, нет, не только в Украине или на любой отдельно взятой территории, а в разных местах и странах, на всех без исключения континентах, в разных сферах жизни для того, чтобы мир естественным образом становился инклюзивным, а люди в нём воспринимались равными… Всё для того, чтобы изменения произошли не только в каком-то отдельном индивидуальном сознании, а приобрели более глобальные масштабы и состоялись в сознании общественном. Этот перелом в осознании преимуществ и пользы шрифта Брайля помогает мне осуществлять просветительскую деятельность, пропагандировать рельефно-точечный шрифт во время проведения мастер-классов, тренингов по овладению системой Брайля. И должна сказать, что заинтересованных людей в Украине становится всё больше и это не ограничивают никакие статусы или профессиональные интересы. Это в свою очередь помогает разрушать общественные барьеры между зрячими и незрячими людьми.
За шрифтом Брайля – будущее, и не только в традиционных, но и в 3D- и других новейших технологиях. Я откровенно горжусь тем, что в столетии научно-технического прогресса и мегаоткрытий «Брайль рулит!», объединяя людей с нарушениями зрения на разных континентах, разного возраста, социальных статусов и национальностей. Ведь все вышло из точки, за ней будущее, точкой всё и завершится!