Иван Колобов сидит за штурвалом самолета

Иван Колобов | А небо для нас не так далеко

Все мы в той или иной мере любим путешествовать. Иногда это происходит по нашему желанию, иногда — нет, но так или иначе мы пользуемся различными видами транспорта. Каждый человек отдает предпочтение своему любимому способу передвижения, и мы, незрячие, в этом не исключение, ведь кому-то нравится автобус, кому-то — поезд.

Я же хочу поговорить о доступности для незрячих путешествий самолетом. Все основывается на моем личном опыте. Почему именно самолет? Это быстро, не нужно трястись часами, а порой и сутками в поезде с меняющимися пассажирами; не нужно брать запасы еды. Да и вообще, есть в небе что-то такое, что манит, притягивает. Да, мы не видим облаков, не видим огней аэропортов, но, поднимаясь в самолет, ощущаешь что-то, что объяснить сложно. Это либо любишь, либо нет. Вообще, не будь самолёта, я вряд ли смог бы побывать в Армении, Краснодаре, Франции, Чехии, Хорватии, Черногории, а теперь планирую большую поездку на другой конец света.

Вы можете мне возразить, что самолеты падают, рейсы задерживаются и т.д. Все это так, но и поезда опаздывают и сходят с рельсов. А сколько людей бьется в автомобильных авариях? Но в первую очередь я ценю самолеты за возможность сэкономить время и хоть на секунду прикоснуться к малодоступному нам миру авиации, пусть не в качестве пилота, но хотя бы в качестве пассажира.

Если речь идет о пассажирах с инвалидностью, в частности незрячих, то имеются некоторые специфические моменты использования авиатранспорта, о которых мы сейчас и поговорим. После того как вы решили отправиться в путешествие по воздуху и купили билет, вам необходимо предупредить авиакомпанию о ваших особенностях. Я это сделал практически сразу, позвонив по телефону, который нашел на сайте авиакомпании. Необходимо заранее приготовить данные, которые нужно будет назвать оператору: номер билета, имя и фамилию пассажира, номер рейса, дату полета; затем следует сообщить нюансы (если таковые имеются): есть ли собака-поводырь и пр.

Затем просто необходимо отвечать на уточняющие вопросы, которые вам задаст оператор. Конечно, среди нас немало тех, кто предпочитает самостоятельность во всем, но аэропорт, особенно в Москве или в Санкт-Петербурге, — это довольно большие пространства и потеряться в них можно легко. Поэтому определенная помощь нам все же нужна. Так как мы можем ходить на своих собственных ногах, нам понадобится только агент по сопровождению, чтобы не заблудиться в аэропорту. Приехав в аэропорт и зарегистрировавшись на свой рейс, вам нужно пройти в специальную комнату, на которой написано «Сопровождение пассажиров особой категории». Туда вас проводят или те, кто привез вас в аэропорт, либо, если вы путешествуете совсем самостоятельно, помогут сотрудники аэропорта. Такой зал или стойка есть во многих аэровокзалах мира. В данной комнате вас попросят предоставить паспорт и посадочный талон. После этого можно будет посидеть в зале ожидания или, по возможности, погулять по аэропорту.

А как же предполетный досмотр? Он также существует и является неотъемлемой частью безопасности, как и для остальных пассажиров. Для этого за час до времени вашего вылета, указанного в билете, вы должны прийти в ту же комнату сопровождения. Там вас забирает сотрудник аэропорта и уже сопровождает до самолета, помогая в том числе и пройти контроль безопасности. Это делается очень быстро. В Пулково я таким образом прошел рамку без очереди за пару минут. Затем, как и всегда, ждем посадки в самолет. Отличие только в том, что пассажира с инвалидностью могут посадить либо первым, либо последним, чтобы не создавать какого-либо дискомфорта. Посадка стандартная, без особенностей. Если самолет находится далеко от терминала, то вы едете в салоне автобуса со всеми пассажирами либо на отдельном микроавтобусе.

Экипаж воздушного судна предупреждается о пассажире особой категории, поэтому в салоне самолета к вам подойдет сотрудник экипажа, представится и покажет основное: кнопку вызова бортпроводника и отсек, откуда появляется кислородная маска в случае разгерметизации салона. Если необходимо, вам помогут разместить ручную кладь. Во время полета не стесняйтесь обращаться за помощью к экипажу. Они предупреждены и помогут. Есть ещё вариант, при котором вы можете обратиться к соседу по креслу, но, мне кажется, лучше обращаться к бортпроводникам.

Экипаж предупреждён о пассажире с инвалидностью и знает, что ему может потребоваться помощь. Соседи по салону — люди разные и не всегда смогут понять, как правильно помочь. Экипаж же в большинстве своём всегда компетентный и приветливый. Кстати говоря, всегда удивляюсь, когда пишут где-то, что экипаж плохо разговаривал с пассажирами или ещё что-то в этом роде.

Может, мне просто везёт, но всегда во время полётов всё проходило нормально. Главное, самому относиться к сотрудникам по-человечески и не быть капризным пассажиром. После посадки в аэропорту и высадки всех пассажиров за мной пришёл сотрудник, ведь информация передаётся в аэропорт назначения сразу после передачи пассажира экипажу в городе вылета.

Здесь могут иметь место два варианта развития событий:

1. Если вас встречают, как меня, в аэропорту, сотрудник провожает вас в зал прибытия и передаёт уже встречающим.

2. Если же нет, то тогда вас могут и должны проводить до транспорта: такси, аэроэкспресс, автобус и т. д. Естественно, получив с вами ваш багаж, если он имеется. Услуга по сопровождению в аэропорту бесплатная. Кстати, её также можно оформить при бронировании авиабилета. Но я этой возможности не нашёл. На разных сайтах есть разные нюансы. Где-то есть специальный флажок «Пассажир особой категории», который нужно поставить при покупке билета. Поэтому тем, кому пригодится данный пост, в заключение хочу сказать следующее: перед полётом читайте правила авиакомпании, уважайте их. Главное, в случае затруднений не стесняйтесь обращаться к сотрудникам.

Комфортных вам полётов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *