Николай Парахин сидит за столом, рядом с ним сидят и стоят несколько человек, с одним из них он разговаривает

Николай Парахин | Жить, чтобы было интересно

Зовут меня Парахин Николай Павлович, 1964 года рождения. Появился я на свет зрячим, в городе Пятигорск Ставропольского края. И с того времени родители переселялись все севернее и севернее: Волгоград, Тамбовская область, и в конце концов из Тамбовской области я переехал в Чувашию.

 

В Тамбов мы приехали, когда я уже учился во втором классе. И до семнадцати лет я там жил. Закончил среднюю школу города Кирсанов, пошел учиться в УПК на фотографа, так как я тогда увлекался фотографией. И вот, будучи студентом на уборке картофеля в колхозе «Буревестник», простыл и, перетаскивая тяжелые мешки, получил отслойку сетчатки. До этого была только небольшая близорукость. В глазной больнице города Тамбова обследовали, поставили диагноз, сказали, что ничем помочь не могут, направили в Саратов. Там провели операцию, и врач сказал: «70% удачи, 30% нет», Видимо, я оказался в этих 30%.

 

После операции еще был небольшой остаток зрения, различал движущиеся тени, людей, на ярком свету мог прочитать крупные заголовки в газетах, если присмотреться. После этого какое-то время находился дома, проходил лечение, лежал в больнице. Но улучшений не было, наоборот, только ухудшение. Когда я обследовался в институте Гельмгольца в Москве, пригласили моего отца в кабинет, а я сидел в коридоре и слышу: «Все бесполезно, ничего не поможет. Может быть, в будущем медицина сумеет помочь…» И у меня в голове зазвучала мелодия Yesterday. Понимаю — все, теперь у меня другая жизнь.

 

Некоторые в петлю лезут, пить начинают, я не чувствовал никаких огорчений, просто сменилась жизненная ситуация, было так, стало иначе. Приходили друзья. Когда была зима, ходил с ними кататься на санках в оврагах, они спрашивали: «Ты же не видишь, что впереди, тебе не страшно?» А было интересно: несешься на санках, навстречу ветер, снег и неизвестность — здорово.

 

С системой Брайля я познакомился так. У нас в городе жил один человек в возрасте, был военнослужащим, командиром одного из первых партизанских отрядов в Белоруссии, Александр Алексеевич Терновский, инвалид войны I группы. Он мне подарил брайлевский журнал «Наша жизнь», прибор, грифель, немного бумаги, объяснил принцип работы с брайлем: как писать, как читать. В последующие дни я запоминал эти буквы, я представлял себе, как они выглядят, писал на приборе, читал и проводил тренировку на журнале «Наша жизнь». У меня уходило 30 минут, чтобы прочитать одну страницу. Попадались длинные предложения — пока дочитаешь до конца, сидишь и думаешь: «А что же было в начале?» Но тем не менее это была очень хорошая школа, сейчас брайль мне очень здорово помогает, я не знаю, как бы я работал без него в библиотеке. Сейчас часто возникают дискуссии, нужен ли брайль или нет. Я считаю, что, если есть возможность что-то изучить, значит, надо изучить, даже если нет понимания, как эта вещь может пригодиться. Я просто в то время изучал и не задумывался, может он мне понадобиться или нет, для чего он нужен. Просто мне было интересно. В дальнейшем я очень много писал по Брайлю, поскольку занимался шахматами. Приходилось переписывать много литературы, подготавливаясь, потом вести записи турниров, поэтому скорость письма по Брайлю у меня значительно выше, чем чтение: читаю я по слогам.

 

Мне рассказали про Школу восстановления трудоспособности слепых в Волоколамске, что там могут всему научить и помогут стать самостоятельным человеком. так и получилось. Я собрал справки, получил направление и в 1982 году приехал в ШВТС. Это был конец июня, и за два с половиной месяца меня там научили пользоваться тростью, варить, стирать и прочим навыкам. Также мне подправили знания шрифта Брайля, пытались научить меня читать двумя пальцами, поскольку я умел читать только одним, но так и не исправили.

 

Я довольно порывистый, старался быстро ходить, поэтому шишки везде набивал. Но они пошли только на пользу. Сейчас я полностью самостоятелен, могу поехать куда угодно, приехать откуда угодно.

 

В первые же дни в школе начал учиться играть на гитаре, это была моя мечта, и, может быть, научился бы, но меня отвлекли, сказав: «Пойдем, есть одно дело». Если бы сказали: «Пойдем, с девушкой познакомишься», — я бы ответил, что некогда, но вот познакомили с будущей женой и я про гитару забыл.

 

В Волоколамск меня привезли, а через два с половиной месяца я самостоятельно уехал обратно. Меня собирались устроить на работу в Тамбовское УПП, но на тот момент не оказалось мест в общежитии. Поэтому мне предложили устроиться временно в соседний город. Но, как уже говорил, в Волоколамске я познакомился со своей будущей женой, которая жила в городе Канаш, что в республике Чувашия. И я понял, что, по сути, в Тамбове меня ничего не держит, я здесь никого не знаю, есть только мои зрячие друзья. А там  есть кто-то, кто меня ждет. И я сказал брату, который меня провожал: «Давай, сажай меня на поезд, я поеду в Чувашию». Мы пришли на вокзал, купили билет, он меня посадил, и я поехал через Москву в Чувашию, о которой я раньше даже и не слышал. В Москве я вышел из поезда, с помощью подсказок добрался до такси. Мне надо было сделать пересадку с Павелецкого вокзала на Казанский, но я перепутал и уехал на другой вокзал. А там познакомился с мужчиной, которому тоже надо было на Казанский, он ехал в Новокузнецк. И мы с ним вместе доехали до Казанского вокзала, купили билеты, сдали багаж, и у нас было время погулять по Москве. Первое, что он мне предложил, — это посетить могилу Высоцкого. Я с большим удовольствием согласился, мы туда съездили, возложили цветы, постояли, вернулись к поезду, он меня посадил в мой вагон и все.

 

Я приехал в Чувашию, меня встретили, и уже спустя 10 дней я начал трудиться на Канашском УПП, на котором проработал 29 лет, с 1982 по 2011 год. В марте 1982 года у нас была свадьба, мы получили комнату в общежитии, и с тех пор пошла семейная жизнь. В мае 1984 года родилась дочка Виктория, в декабре 1986 – вторая дочка Ирина. Поскольку наши проблемы со зрением по наследству не передаются (у жены последствия кори, она тотальник первой группы), дети у нас видят прекрасно, обе управляют машинами, обе замужем, есть внуки.

 

В 90-е годы время было тяжелое, надо было кормить семью. И в 1994 году мы взяли садовый участок в 6 соток, и я стал садоводом. Очень много копал самостоятельно, делал грядки по линеечке, нитки натягивал. Люди говорили, что зрячие так не делают — все ровно, красиво. Высаживал морковь, картошку, огурцы, помидоры. За лето мы набирали урожай, который позволял прожить до следующего года. Чтобы урожай хранить, сварили железный погреб, закопали его, потом сверху установили железный гараж. Все это пришлось организовать, побегать, пообщаться. Кстати, я считаю, что это очень здорово повлияло на детей: они привыкли к работе, выросли у нас дочки работящие, ни одного дня без дела не сидят.

 

На предприятии я занимался различными делами: собирал автореле для телефонных станций, отливал пробки для пива, вязал сетки, делал щетки-сметки, но это работа для рук, не для головы. Но я всегда старался чем-то занять мозги. Во время работы учил стихи, разбирал в уме шахматные партии. Много общались с коллегами, слушали книги с магнитофона, обсуждали их. С 1986 года я увлекся шахматами, по памяти играл на нескольких досках, любил играть по переписке (один турнир длился два года, посылали бумажные письма), и в 2001 году я стал кандидатом в мастера спорта. Принимал участие в соревнованиях среди зрячих как в городе Канаш, так и выезжал на республиканские соревнования в Чебоксары, по России ездил. С чемпионом мира среди незрячих Сергеем Николаевичем Крыловым как-то сыграл вничью.

 

В 2002 году в Чебоксарах были соревнования среди инвалидов, играли в шахматы, шашки. Я там впервые услышал от Дмитрия Фадеева, что компьютер может быть доступен незрячему человеку. Он рассказал, что у него есть компьютер, на нем стоит Digalo, что он может делать то-то и то-то. Меня это так сильно увлекло, что захотелось сесть за компьютер, и я все свои силы приложил к этой цели. Находил обычную литературу по компьютерам, зрячие родственники  на магнитофон зачитывали для меня кусочки из книг, я это потом переслушивал, получал представление о компьютере. Узнав, что в Волоколамске есть компьютерный курс, но там очень большая очередь, решил туда съездить. В феврале 2003 года я поехал в Волоколамск, взял с собой документы, что я кандидат в мастера спорта. Пообщался с директором, рассказал, что хочу дальше развиваться, стать мастером, но для этого мне надо работать с информацией, а брайля мне недостаточно, мне бы компьютер. Он подумал и сказал: «Хорошо, мы вас пригласим вне очереди, ждите». И уже в августе 2003 года мне пришло приглашение на учебу. Там за два с половиной месяца я познакомился с компьютером, была интересная учеба, интересные люди. Я не был там сильным учеником, но тем не менее это мне помогло впоследствии дома этот компьютер «доизучать».

 

Кстати, очень интересная история произошла с компьютером. Когда человек чего-то сильно хочет, сильно стремится, мир идет ему навстречу. Казалось бы, компьютер стоит больших денег, где их взять, как купить? Я откладывал понемножку, если имелась возможность. Дети тогда еще учились, я не знал, где искать деньги на мечту. Но получилось так, что летом, еще перед вызовом на учебу, к нам приехал родственник жены, предприниматель из Челябинской области. И ему рассказали обо мне, о том, как я живу и какая у меня мечта. И перед тем как уехать, он меня спросил: «Сколько тебе не хватает на компьютер?» Ну, я назвал сумму. Сумма была приличная. Он тут же достал и отсчитал мне — фантастика. И после учебы я купил компьютер на эти деньги и те, что накопил. Это был Windows 98 / Millenium. Нас учили работать как раз с этой системой.

 

Есть во мне такая жилка: если мне что-то интересно, я начинаю привязываться к другим — «Знаете, как это здорово, а вот смотри, как же мы без этого жили…» И после того как я обучился работе на компьютере, вокруг меня другие люди начали втягиваться в процесс компьютеризации. Один человек купит компьютер, другой. Я, соответственно, объяснял, показывал, настраивал. Одна женщина увлекалась алкоголем, но, после того как села за компьютер, она забыла про алкоголь. И впоследствии она говорила мне: «Ты мне вторую жизнь дал».

 

В 2010 году у того же Дмитрия Фадеева возникла идея написать заявку на грантовый конкурс по развитию институтов гражданского общества Российской Федерации. Мы собрались впятером, общими усилиями написали заявку. Грант мы выиграли, и у нас в Чебоксарах появился класс из шести компьютеров с брайлевским принтером, сканерам и прочим оборудованием. Преподавателем решили поставить меня, поскольку я этим увлекался и в 2008-2009 годах в институте «Реакомп» прошел небольшие курсы, получил корочку на право преподавания, несмотря на то что у меня было только среднее образование. В 2011 году начал работу наш компьютерный класс, я сделал первые шаги в преподавании. Было пять человек за компьютерами, курс длился 2 недели. И в течение всего года при ежедневных занятиях с января по октябрь 2011 года я обучил 95 человек. Естественно, не все стали сильными пользователями компьютера, некоторые посидели две недели, прослушали курс, поработали, их это не увлекло, не заинтересовало. Но тем не менее, даже если треть из них стали пользоваться компьютерами, это уже достижение, а может, и половина.

 

На курсы я ездил ежедневно, утром уезжал, вечером приезжал, а расстояние между городами Канаш и Чебоксары 70 километров. Вечером на пригородной электричке получалось доехать бесплатно, а утром на автобусе, мне предлагали брать билет до промежуточной остановки, а довозили до Чебоксар. Вот так люди входили в мое положение. Потом появился один знакомый, он работал в Чебоксарах, ездил на машине с водителем. Однажды подвез меня на автовокзал, разговорились, потом каждое утро стал возить до окраины Чебоксар, а там я на троллейбусе добирался.

 

На УПП на это время я взял отпуск за свой счет, и, когда этот проект подходил к концу, я думал, что придется возвращаться. Но этого не произошло по нескольким причинам. Однажды одна из сотрудниц нашей библиотеки для слепых подошла ко мне и сказала: «Мне на два рабочих места разрываться тяжело, тут есть предложение, чтобы ты пришел к нам в библиотеку работать. Правда, директор переживает, что зарплата маленькая, как ты, согласишься?» Я не задумываясь согласился. Лучше, чем оставаться на УПП…

 

А еще как-то один из моих учеников на компьютерных курсах  спросил: «А почему у тебя нет высшего образования?» Я рассказал ему, что до этого пытался поступить в один из московских университетов, но меня туда не взяли из-за инвалидности. А почему бы, говорит, тебе просто в наш чувашский университет не пойти? Я собрал документы и подал их в Чувашский государственный педагогический университет. Приняли документы без проблем, оказалось, что здесь инвалидов принимают. Выбрал я факультет дефектологии – коррекционная педагогика и психология дошкольного возраста. Пришел на экзамены. Русский и литературу на пятерку написал, математику – на тройку, биологию на пятерку. И попал я на бюджетное отделение.

 

В итоге я продолжал обучать желающих основам компьютера, а заочно с 2011 по 2015 год учился в университете. Узнал о многих видах инвалидности, о том, как с ними работать. Когда начал работать в библиотеке, зарплата действительно была небольшая, но на дорогу хватало. Потом мне нашли квартиру. Года три-четыре я жил у бабушки, Галины Степановны, которой очень благодарен. Я платил за саму квартиру, за завтрак, ужин, то есть мне не надо было беспокоиться за питание. На выходные уезжал домой.

 

Продолжалась работа в библиотеке, шла параллельно учеба в университете, первая должность моя была техник, через год цены стали изменяться, и передо мной встал вопрос – либо мне прекращать работу в библиотеке, либо доплачивать из пенсии на дорогу. И я подумал – ладно, придется доплачивать. Работать было очень интересно, общение с людьми, передача информации — это многого стоит. Но тут меня перевели на библиотекаря второй категории, зарплата повысилась, и доплачивать ничего не пришлось.

 

По завершении обучения в университете я получил красный диплом по профессии дефектолог, дипломная работа была связана с обучением школьников умению пользоваться сенсорными устройствами. Хотя моей специальностью было дошкольное образование, но мне разрешили взять третий класс в школе-интернате. И вот я работал со школьниками, 8 человек, тотальники. Я приносил им сенсорные телефоны, обучал их пользоваться и на основе этого материала делал дипломную работу. Ну а когда я получил диплом, меня перевели в библиотекари первой категории, зарплата стала еще побольше, стал жить как человек.

 

Что касается сенсорных устройств, в 2012 году я впервые познакомился с сенсорным планшетом, на курсе КСРК ВОС нас обучали им пользоваться. Потом в 2014 прошел курс по освоению приложения для спутниковой навигации OsmAnd Access, в 2018 году изучил iOS. Я постоянно учился, выезжал либо в Нижний Новгород, где есть центр реабилитации «Камерата», откуда я много полезного почерпнул, либо в КСРК ВОС. Мне надо, чтобы кто-то направил, показал, рассказал. А узнав, поняв и обкатав все это несколько раз, я уже могу это передать другим.

 

У нас был проект «Окно в безграничное пространство», где мы делились опытом обучения незрячих. Проходил он в Ярославле. И после того как я только обучился iOS в КСРК, мы ездили в Ярославль с Циндымой Бойко, я рассказывал про Android, Цындыма — про iOS. Там готовили троих преподавателей и двенадцать учеников. По возвращении в Чебоксары я набирал группы по 3-4 человека, одна группа обучалась Android, потом набирал другую группу по iOS. У меня была прекрасная годичная практика, когда я этот iOS не только изучил в КСРК, но и набрался хорошего опыта с учениками. Ведь, обучая других, учишься сам.

 

Есть ученики, которые по несколько раз проходят курс, подтягивают старые знания, узнают что-то новое. Есть у меня ученица, бабушка, у которой я снимал комнату. Ей дочка подарила Айфон, и она меня просто восхищает – ей под 80 лет, а она изучает iOS. Первый раз она у меня курс прошла, что-то уловила, но курс на несколько человек, не все удержалось в памяти. Начала что-то делать, после окончания обучения подходила иногда, спрашивала, мы с ней индивидуально отрабатывали какие-то моменты. Потом появились другие курсы, я ей сказал, она с большим удовольствием опять пришла, еще раз прошла. И вот она уже самостоятельно пользуется WhatsApp, AV3715, совершает телефонные звонки. Есть еще одна бабушка, в том же доме живет, где расположена наша библиотека. Она изучает Android, тяжеловато идет, но, как в песне Дольского: «Лучше уж ползком, чем без движенья». Вот она движется, но то одни дела, то другие… Спрашивает: «Когда я к вам могу опять прийти? Мне хочется в Интернет». Вот, бабушка, а в Интернет хочет. Телефонные номера она набирает, контакты создает, может СМС написать, открывает программу, но вот хочет в Интернет.

 

Все это обучение проводится на базе Чувашской республиканской специальной библиотеки, в которой я работаю. У нас прекрасный директор, Васильева Лилия Николаевна, она понимает, что современные технологии для незрячего имеют огромное значение, и она поддерживает это направление. Я библиотекарь, но занимаюсь чисто преподавательской деятельностью, обучаю незрячих как взрослых, так и детей. У нас рядом школа-интернат, во второй половине дня приходят дети, изучают компьютер и сенсорные устройства. Мне с ними интересно, и им, как я вижу, тоже.

 

На основе своего наработанного опыта и по просьбе взрослых учеников я начал писать учебные пособия. Первое — «Windows 7 — базовая часть для незрячих пользователей ПК» — было написано в 2012 году в соавторстве с Цындымой Бойко как курсовая работа для Нижегородского университета Лобачевского, где мы проходили курсы. Следующий учебник – тоже в соавторстве с Бойко — «ОС Android: Базовая часть для незрячих пользователей». Это 2014 год, проводился конкурс к десятилетию портала «Тифлокомп» и наша работа попала в тройку лучших из 32 материалов. В 2016 году я этот учебник немного переработал, но все равно эти два пособия меня не очень удовлетворяли. Потом у нас появился проект «Окно в безграничное пространство», благодаря которому мы были связаны с ярославцами. В рамках этого проекта проводились дистанционные курсы по скайпу, где я преподавал Android и iOS. За это время было обучено 26 человек. И на основе этого опыта я написал новые пособия по iOS и Android.

Николай Парахин что-то сосредоточенно пишет в тетрадь, держа в левой руке смартфон

 

По iOS писал еще во время проекта, сроки поджимали, написал не так хорошо, как я бы хотел, поэтому я его особо не афиширую. Сейчас я занимаюсь его доработкой. А вот после окончания проекта я написал  пособие «Шаг за шагом. Смартфон Samsung Galaxy A5 OS Android для начинающих пользователей». Его я уже выложился, считаю, что здесь уже можно поставить четверочку.

 

Реализация проекта «Окно в безграничное пространство» была полностью возложена на меня, я справился, и после этого меня сделали заведующим отделом тифлоинформационных средств и автоматизации библиотечного процесса. Опять зарплата поднялась. Мы печатаем книги шрифтом Брайля, а также рельефную графику. Мы печатаем книги в том числе и на чувашском языке. Для этого пришлось даже общаться с разработчиками программного обеспечения для печати по Брайлю, чтобы добавить этот язык в их продукт. У нас заказывают книги как из нашей школы-интерната, так и со всей России и даже из стран ближнего зарубежья.

 

Конечно, иногда усталость накатывает, но когда наступает отпуск или ученики уходят на каникулы – тишина, вроде бы должен быть отдых, а чувствуется, что чего-то не хватает. Никогда не было желания все бросить. Эта работа дает мне интерес к жизни, позволяет чувствовать себя нужным кому-то, помогать, от этого кому-то становится лучше, легче — это самое главное. Для чего-то ты есть на этой земле, и это кому-то делает жизнь лучше.

 

У людей меняется жизнь, когда они начинают изучать компьютер, телефон. Вот жил человек просто, что он мог? Выйти из квартиры, погулять рядом с домом, зайти, послушать книжку, с кем-то прогуляться в магазин, и все. И вот человек начинает изучать компьютер, у него расширяются границы, он начинает общаться дистанционно с другими. Изучив сенсорный телефон, он уже может оплачивать квитанции самостоятельно, переводить деньги через Сбербанк Онлайн. На компьютере с помощью программы Microsoft Excel может вести учет своих доходов-расходов. Изучив спутниковую навигацию, способен уже добраться до любой точки и вернуться назад.

 

Я всю жизнь жил, если что-то мне было интересно, я это делал. Если мне интересно и я это делаю – мне хочется поделиться с другими. Я встречал людей, от которых слышишь только нытье: «Вот если бы я видел, я бы не здесь был, я бы сейчас в Москве на крутой машине разъезжал». Я говорю: «Ну, у тебя соседи видят, и что? Они разъезжают по Москве на крутых машинах? Они на лавочках сидят и пьют, как бомжи». Обиделся человек, сказал: «Ты меня бомжом назвал». Хотя я просто хотел сказать, что зрение здесь не при чем. В Москве есть незрячие, которые разъезжают на крутых машинах, их возят. Они сделали свой бизнес, работают, зарабатывают деньги. А сидеть и ныть, что у тебя нет зрения – это несерьезно. Или идет незрячий, катит трость, и ребенок говорит: «Мам, а что это дядя палочку впереди себя катает?» Все, у человека истерика, паника, он чуть ли не в запой. Ну что это такое? У меня когда такое встречается, я объясняю, что такое трость и для чего она нужна. Так что отношение к жизни у всех разное. Жить для того, чтобы ныть, переживать, бояться, что над тобой будут смеяться, что тебя будут жалеть, – не в этом жизнь. Жизнь – в том, что тебе интересно, в том, что ты можешь сделать для себя и для других. А для других когда делаешь – гораздо приятнее.

 

Если человек теряет зрение или только потерял, обычно говорят: «Не отчаивайся, все наладится». Я бы сказал: «А не надо об этом задумываться». Были глаза – хорошо, видел, прекрасно. Не видишь — ну и что? Но ты же ходишь, ты же можешь делать все то же самое. Техника помогает расширять твои горизонты, твои возможности. Какая разница? Я понимаю, что видеть — хорошо, сам видел до 18 лет. Но перешел как бы в другой мир, другое измерение и живу спокойно, радуюсь. Жизнь прошла полноценно и еще идет. Хотя мне 57 лет, но я себя чувствую бодрым, мне много что интересно, я как-то не задумываюсь о том, что я не вижу, что это плохо, что тут надо бы сесть и поплакать, мне это даже в голову не приходит. Говорят, медицина развивается, вернут зрение в будущем. Вернут – хорошо. Посмотрим, если вернут. А не вернут, так не вернут, какие проблемы? Живите, радуйтесь. А чтобы радоваться, надо свою жизнь делать радостной. А чтобы жизнь была радостной – сделай ее радостной другим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *