Софья Дидина | «Типичный незрячий» в моей жизни
Не так давно мне довелось участвовать в «Тифлостриме» (проект в рамках информационного портала tiflo.info – Прим. ред.), где мы рассуждали о том, нужно ли говорить о жизни незрячих и как это делать. Это была очень душевная беседа с создателем и руководителем проекта «Типичный незрячий» Алией Нуруллиной, а также со многими авторами, которые публиковались на страницах этого паблика. Именно эта встреча сподвигла меня к написанию данной статьи.
Так что же значит для меня «Типичный незрячий»? Какое место он занял в моей жизни? Именно сейчас я попробую честно ответить на эти вопросы.
Плохое зрение у меня с самого рождения. Так уж получилось, что я появилась на свет с целым «букетом» заболеваний глаз, основным из которых была пигментная абиотрофия сетчатки. Моя семья сделала все возможное, чтобы я росла и развивалась, как мои зрячие сверстники. У меня был небольшой остаток зрения, поэтому мне было совершенно несложно бегать с ребятами по улице, кататься на велосипеде, лазать по деревьям и вытворять всякие детские шалости. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что у меня было самое счастливое детство! И я точно не хотела бы для себя чего-то другого.
Обучалась я в иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. У нас был замечательный, дружный класс. Почти все учителя оставили о себе в моей памяти очень теплые и светлые воспоминания.
В моей семье было не принято как-то выделять меня, делать поблажки или устанавливать для меня какие-либо ограничения из-за моего плохого зрения. Уже с первого класса школы родители оставляли меня одну дома. К 10 годам я уже умела готовить обед, наводить дома порядок, стирать свои вещи и многое другое. С 12 лет я стала самостоятельно ездить на учебу и возвращаться домой. Замечу, что школа находилась на другом конце города и мне было необходимо сделать 2 пересадки. Но я не испытывала страха от самостоятельного передвижения, да и родители меня в этом не ограничивали. В общении с окружающими у меня тоже не возникало каких-либо серьезных проблем. В общем, о себе я могла с уверенностью сказать, что я социально адаптированный человек.
Но была проблема, которая существенно осложняла мою жизнь. Одним из проявлений моего заболевания является отсутствие сумеречного зрения. То есть я сравнительно неплохо вижу в условиях яркого дневного света, но в темное время суток или в помещении, где нет хорошего освещения, я становлюсь практически слепой. Казалось бы, в такой ситуации просто необходимо пользоваться тактильной тростью, хотя бы вечером и ночью. Однако трость в моей жизни появилась только в 29 лет. И случилось это именно благодаря проекту «Типичный незрячий» и его искренним авторам.
Хоть я и училась в школе для слепых и слабовидящих детей, в коллективе сверстников трость воспринималась как что-то ужасное, унизительное, достойное презрения. Мои незрячие одноклассники, все, как один, предпочитали трости помощь зрячих товарищей. На уроки по ориентированию практически никто не ходил, считая их пустой тратой времени. В такой обстановке я просто не находила в себе сил взять в руки трость. Мне казалось, что, как только мои приятели узнают, что я ею пользуюсь, я буду покрыта несмываемым позором.
Передвигаясь в темное время суток по знакомым маршрутам, я научилась использовать все возможные анализаторы, поэтому преодолевала путь без каких-либо трудностей. Конечно, случалось, что на моем пути возникали новые преграды, которых еще вчера не было. Тогда я могла куда-нибудь провалиться, о что-нибудь удариться и, может, даже упасть, но мысли о том, что всего этого могло бы и не случиться, если бы я пользовалась тростью, у меня даже не возникало.
К 16-ти годам я стала менее зависима от мнения окружающих. Я уже преодолела многие подростковые переживания и сомнения, которые неизбежно возникают в таком возрасте, независимо от состояния глаз. К этому времени у меня появилось много новых зрячих знакомых, которые относились к моей особенности абсолютно спокойно. Мне казалось, что именно сейчас я готова взять в руки трость. Это я и сделала. По индивидуальной программе реабилитации я получила белую трость и решила попробовать начать ходить с ней в темное время суток, когда это было действительно необходимо.
Как сейчас помню этот январский вечер. Я возвращалась из школы позднее обычного. Когда я вышла из автобуса, было уже совсем темно. «Ну что ж, пора!» — подумала я и достала из сумки белую трость. Маршрут от остановки до дома я знала, как свои 5 пальцев. Я без проблем дошла бы и без трости, но мне нужно было как-то начать пользоваться ею, и я решилась. Я шла уверенным шагом, держа перед собой трость. Конечно, я ничего не видела, но мне казалось, что все окружающие показывают на меня пальцем. Я усилием воли отгоняла эти мысли и успокаивала себя. Но вдруг, проходя мимо автобусной остановки, я услышала, как две женщины стали обсуждать меня: «Ой, смотри! – воскликнула одна. – Такая молодая, а уже вся жизнь сломана! Ну что хорошего ее ждет в жизни?» Другая женщина тоже заохала и стала вторить своей собеседнице, что меня действительно жизнь обидела и ничего в этой жизни мне не светит. Я прошла мимо и больше не слышала их разговора, но внутри у меня все бушевало! Всю дорогу в моей голове звучали слова этих женщин! Я не помню, как дошла до дома, помню только, что, придя домой, я с яростью швырнула трость и, разрыдавшись, упала на кровать. Больше у меня не было ни малейшего желания брать в руки эту ненавистную палку!
Шло время. Я продолжила передвигаться, как и прежде, без трости. В темное время суток я практически всегда находила себе спутников, и проблема передвижения, даже в незнакомых местах, не была для меня столь острой. Я жила яркой, насыщенной жизнью, и отсутствие трости ее нисколько не омрачало. После окончания школы в моем окружении практически не осталось незрячих. И в студенчестве, и в дальнейшей жизни меня окружали только зрячие люди, которые всегда были готовы прийти на помощь. В таких условиях я вообще не задумывалась о трудностях, связанных с плохим зрением.
Так прошло более 10 лет. За это время мое зрение сильно ухудшилось. Теперь даже при свете дня я могла лоб в лоб столкнуться с идущим мне навстречу прохожим, врезаться в столб или еще во что-нибудь. Меня стали посещать мысли, что мне необходимо взять в руки трость, но, как только я начинала думать об этом, в голове сразу всплывали воспоминания о том зимнем вечере. Именно сейчас я очень остро ощутила, что мне не хватает рядом таких же незрячих, как и я. Мне не с кем было поделиться своими сомнениями, получить дельный совет или просто узнать жизненный опыт людей, которые испытывают то же самое, что и я. Естественно, никакое зрячее окружение не могло мне помочь. Я знала, что мое заболевание имеет отрицательную динамику и в конечном итоге приводит к полной потере зрения. Но раньше я вообще не думала об этом. Мне казалось, что со мной это не случится. Бывают же исключения. А сейчас эти мысли не давали мне покоя. Я каждый день думала о том, что когда-нибудь я совсем потеряю зрение, и что тогда? Тот факт, что я всю жизнь живу с крайне мизерным остатком и чувствую себя вполне неплохо, нисколько меня не успокаивал. В этот период я погрузилась в тяжелые мысли, и если бы не маленький ребенок, учеба и работа, то я бы вообще с головой ушла в свои депрессивные переживания.
Чтобы как-то выбраться из своего кризиса, я стала искать в социальных сетях какие-нибудь сообщества, где общаются незрячие. Сначала все, что я находила, повергало меня в ужас и уныние. Я попадала на какие-то странички, где было просто море грязи, негатива и ненависти ко всему миру. В такие моменты мне становилось еще хуже. Я совершенно не хотела быть одной из тех, кто сидит на этих ужасных страницах и пишет такие отвратительные комментарии!
Но, как известно, кто ищет, тот всегда найдет! Однажды на страницах какого-то паблика о жизни инвалидов я увидела статью Алии Нуруллиной, которая была опубликована на «Типичном незрячем». Я, конечно, сразу перешла на страницу паблика и стала просматривать другие материалы. Чем больше я читала записи, тем сильнее ликовало мое сердце: «Вот оно! Неужели я нашла, что искала!» Впервые в жизни я с огромным удовольствием читала статьи, написанные незрячими авторами, в которых они писали не о том, как им плохо живется и как в этом все виноваты, а о том, как может быть прекрасна жизнь, даже без зрения, как можно преодолевать самые большие трудности и жить, радуясь жизни. Кажется, что я читала целый день, забыв обо всех своих делах. Жизнь незрячих людей открывалась для меня с самых разных сторон. Что-то удивляло, что-то приводило в восторг. Я и не думала, что жизнь слепого человека может быть столь многогранна! Оказывается, сама будучи незрячей, я так много не знала о жизни таких же людей.
За несколько дней я прочитала все, что было опубликовано на страницах паблика. Я с нетерпением ждала новых материалов и читала, читала, читала. Шло время. Я познакомилась со многими авторами. Благодаря одному из таких знакомств я попала в чат, где общаются незрячие родители. В этом чате я познакомилась с замечательными девочками, которые, будучи незрячими, воспитывают деток и сталкиваются с такими же трудностями, как и я. Они всегда готовы выслушать и помочь нужным советом.
Так прошло полгода. Я чувствовала, что мое отношение к трости начинает меняться. Чтобы полностью преодолеть последствия того негативного опыта, я обратилась к психологу. Это дало желаемые результаты, и я стала присматривать для себя трость. Окончательно решение пришло, когда в чате незрячих родителей одна участница рассказала свою трагичную историю. Эта девушка, будучи слабовидящей, попала в автоаварию, так как из-за плохого зрения вышла на проезжую часть без трости в неположенном месте. Последствия аварии были очень серьезными. Она чудом осталась жива. В этот момент я поняла, что если не буду решительна и не возьму в руки трость, то я тоже могу оказаться на ее месте. От одной мысли об этом мне стало страшно. У меня растет маленький ребенок! Я не имею права рисковать своей жизнью и здоровьем!
Буквально через несколько дней я купила себе трость. Ожидая доставку, я изучала информацию по ориентированию в пространстве. Оказалось, что это не так сложно, поскольку у меня хорошо развиты компенсаторные анализаторы. Получив трость, я на мгновение испытала сомнение, но всё-таки решительно достала ее и пошла по улице. Я шла и думала: «Почему?! Ну почему только сейчас?! Почему я раньше не решилась на это?!»
Раньше я шла по улице, натыкалась на прохожих и в их глазах, наверное, выглядела по меньшей мере странно. А теперь мне не нужно никому ничего объяснять. Я просто иду с тростью, и все окружающие понимают, что я не вижу. Мне искренне предлагают помощь, которая порой бывает так необходима. И я счастлива, что я наконец-то решилась на это! Сейчас я уже не представляю своей жизни без трости, хотя прошло лишь полгода.
Я убеждена, что если бы в моей жизни не было «Типичного незрячего» с его непридуманными историями о жизни невыдуманных людей, я бы еще долго боролась со своими трудностями. Я искренне благодарна тем авторам, которые писали о своем жизненном опыте, о своих трудностях и достижениях. Если бы не вы, не знаю, сколько бы еще времени мне понадобилось, чтобы совершить перемены в своей жизни.
Уверена, что нам просто необходимо рассказывать о своей жизни, о трудностях и достижениях, о радостях и печалях, чтобы, читая непридуманные истории, кто-нибудь из наших читателей мог стать хоть чуточку счастливей.