Наталья Залевская | Мой Брайль
Давно хотелось написать, поделиться своим опытом «НЕЗРЯЧЕСКОГО» чтения, спросить, как научились читать без глаз другие. Да, как-то вот… не решалась, думала, кому это надо, кому интересно?.. Да и вообще, это личное дело каждого – читать или не читать по Брайлю. Но начавшийся недавно разговор об информации, о системе брайля на страницах журнала «Наша жизнь» (ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный
Да, конечно, научиться читать необходимо. Хотя бы для того, чтобы этикетки на упаковках элементарно прочесть. Это зрячим. А незрячим? Ведь рельефно-точечный шрифт в нашей обычной жизни практически не используется. Понятно, что знание системы Брайля нужно хотя бы для получения образования, а в дальнейшем для развития личности. Но это необходимо тем, кто потерял зрение в детстве. А вот тем, кто ослеп, уже будучи взрослым человеком, нужно ли изучать рельефно-точечный шрифт? Это решает каждый сам для себя.
Зрение уходило от меня постепенно, и ослепла я совсем в 2002 году. По роду деятельности я – «профессиональный потребитель печатной продукции», так как по специальности я – библиотекарь-библиограф (в 1986 году я заочно закончила библиотечный факультет Челябинского государственного института культуры и работала в библиотеке ДК ВОГ – я плохо слышу с двухлетнего возраста). Читать начала рано, едва выучив азбуку в четыре года. И с тех пор читала всегда, везде и запоем… И вот в 42 года – полная слепота… Для меня навсегда был потерян увлекательнейший мир КНИГИ… Да, я слышала про какие-то озвученные книги, но мне хотелось читать самой.
Когда, в конце 2004 года, пришла пора вступать в общество слепоглухих «Эльвира», узнала, что у нас есть специальная библиотека для слепых. Пошла туда. Стояло лето 2005-го. Почти все работники библиотеки были в отпуске. На абонементе от предложенной «говорящей» книги я отказалась, потому что плохо воспринимаю текст на слух. Спросила, есть ли какой-то другой способ чтения без глаз. Мне ответили, что да, только один – это система Брайля. Дали необычный пластиковый лист с множеством непонятных выпуклых точек. Нашли «Инструкцию», прочли ее вслух… Попыталась вникнуть… На моё счастье, в это время зашла в библиотеку учительница из школы для слепых детей и, попросив принести букварь, объяснила мне суть чтения по «точкам Брайля». Поставила мне руки, пальцы, понаблюдала за мной и ушла по своим делам.
Я немного посидела. Пощупала эти точки. Ура! Все понятно! Сказала, что хочу перечитать «Войну и мир» Л. Толстого. Засмеявшись, мне показали одну книгу. Я прямо-таки была ошеломлена: вот это фолиант! Да еще с двух сторон листа точечки! Боже мой! Да как же это читается? А мне говорят, что в «Войне и мире» таких вот книг больше 30… Ой, Господи, как это можно прочитать! Но, как говорится, охота пуще неволи – решила не отступать.
Буквально за неделю выучила весь брайлевский алфавит, прочла всю «Азбуку» пальцами. Ура! Пройден первый класс! А дальше что? А дальше – второй класс – «Послебукварная книга для чтения». Начала. Страница, другая… Больше двух часов у меня уходило только на одну страницу. Дочитываю последнее слово в предложении, а сама уже не помню, с чего оно начиналось. Да еще вдобавок стало ломить суставы, начали болеть пальцы, локти, плечи, спина… даже подташнивало… Я бросало все, а на следующий день снова принималась за «щупанье» точек Брайля. После недели такого мучительного «чтения» я не выдержала. Плакала от боли, от злости на саму себя, но взять в руки брайлевскую книгу уже не могла. Ишь, какая! Нахрапом хотела освоить науку «шеститочия». Ан не вышло!.. Я смирилась с тем, что «Войну и мир» перечитать уже не смогу…
А в тот год меня уже подписали на журнал «Наша жизнь» в брайлевском варианте. И вот с января 2006 года ко мне стал приходить журнал «Наша жизнь»… А читать его никто не может… Прошёл почти год… И, в конце концов, «не вынесла душа…» библиотекаря – ну как же – информация мимо носа проплывает! Взыграла профессиональная струнка – взяла на удачу один из номеров журнала, стала читать содержание, хоть по названиям статей узнать, как живут и чем дышат незрячие люди. Меня заинтересовала статья Н. Кремневой «Волонтер» в рубрике «Рука в руке». Читала ее целую неделю, но ведь прочитала! Осилила! Вот так потихонечку-потихонечку стала все больше и больше читать. Нелегкая, скажу я вам, наука, но вполне усваиваемая. Только надо запастись большим терпением и волей, и тогда все получится. И, конечно, хорошо бы, если рядом с вами будет опытный наставник.
А я от всей своей «читательской» души благодарю своего невольного «наставника» – журнал «Наша жизнь» за науку читать по Брайлю. Какое же это наслаждение – ЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО! Судьба дала мне удивительный шанс – по-новому почувствовать СЛОВО, оценить красоту его звучания, глубже вникнуть в его смысл, увидеть слово как-то по-другому, по-особенному, даже ощутить его аромат и вкус… как оно искрится, сверкает алмазом, вспыхивает яркими картинками – иногда веселыми, радостными, иногда грустными, — но всегда красочными. СЛОВО бывает теплым, нежным, как мамина ласковая ладонь, бывает ледяным и колючим, как злой зимний ветер… Как же я благодарна Луи Брайлю за его гениальное изобретение и журналу «НЖ», что помог освоить «волшебное шеститочие» и вернуться в общество читающих людей. Я стала читать «Нашу жизнь» от корки до корки. И в каждом номере находить для себя что-то полезное и интересное. Журнал стал для меня «окошечком» в большой мир. Это был мой первый, не очень-то умелый, но все же шаг по дороге «слепецкой» жизни, моя маленькая победа – моё достижение.
«Дорогу осилит идущий», – сказал кто-то из древних, а теперь эти мудрые слова стали главным девизом моей жизни. Сделала второй шаг – научилась писать. Но это уже другая история.
P.S. Спустя несколько лет в разговоре с Любовью Анатольевной, заведующей читальным залом нашей библиотеки, выяснилось, что причиной моих неприятных ощущений при чтении «Послебукварной книги» оказались наверняка неоднократные потопления канализационными водами книгохранилища и «почтенный возраст» попавшего мне в руки экземпляра.
Текст был напечатан в 6 номере журнала «Наша жизнь» за 2011 год. Публикуется с разрешения автора.