Софья Дидина | Поделись улыбкою своей!
А помните, в детстве была такая добрая песенка:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!
Я очень люблю эту песенку! Можно сказать, что она стала девизом моей жизни. Вы только вдумайтесь, сколько глубочайшего смысла в этих словах!
Так уж получилось, что у меня с рождения очень плохое зрение, которое неумолимо падает и с каждым годом становится все хуже и хуже. Сейчас имеется лишь малый остаток, который с трудом, но еще позволяет мне при свете дня передвигаться самостоятельно, без использования трости, однако номера автобусов, надписи на вывесках и многое-многое другое я уже не вижу. И в этой нелегкой ситуации позитивный настрой и доброе расположение к окружающим меня людям помогают мне гораздо больше, чем все мои умения и навыки вместе взятые.
Но надо сказать, что к этому я пришла не сразу. Когда я была еще совсем юной, то на множество вопросов, замечаний, советов, поучений и прочих высказываний, касающихся моего зрения, почти всегда отвечала какой-нибудь язвительной фразой и, как правило, получала соответствующую реакцию в ответ. Но жизнь, как известно, нас многому учит. Многому она научила и меня.
Я несколько лет работала в отделе продаж одной строительно-монтажной компании нашего города. По долгу службы мне приходилось много общаться. Это была очень интересная и полезная работа! Она давала мне не только общение с множеством абсолютно разных людей, но и профессиональный рост и развитие. На каждом тренинге активных продаж нас учили, что самое главное – это разговаривать с улыбкой, даже если ведешь беседу по телефону. Улыбка предает нашему голосу совершенно иное, теплое, мягкое и лучистое звучание. При соблюдении этого правила получить согласие от клиента гораздо проще. Я взяла этот лайфхак на вооружение, и действительно результативность моей работы повысилась. А поскольку общаться в течение рабочего дня мне приходилось очень много, привычка разговаривать с улыбкой незаметно вошла в мою повседневную жизнь.
И с этого момента в моей жизни многое изменилось! Ведь, согласитесь, если подходишь к постороннему человеку не с хмурым видом, а спрашиваешь что-нибудь, мило улыбаясь, шансы получить в ответ доброжелательную реакцию гораздо выше. Лично мной это уже проверено.
С такой же позитивной улыбкой я стала отвечать и на многочисленные, на первый взгляд, глупые и даже дурацкие вопросы, которые очень часто задают незрячим и слабовидящим: «А что, ты совсем не видишь? А как ты ходишь? А как ты живешь? А почему не носишь очки?», — и так далее, и тому подобное… Раньше бы я отреагировала какой-нибудь язвительной колкостью. Но когда мы искренне улыбаемся, позитивный настрой приходит как-то сам собой, а находясь в хорошем настроении, уже совсем нет желания злиться и обижаться. И я просто стала спокойно и с улыбкой отвечать на все, о чем меня спрашивали. Думаю, вы уже догадались, что ответная реакция со стороны окружающих тоже была весьма добрая и позитивная. С некоторыми людьми завязывались очень интересные беседы, а иногда даже и новые знакомства.
Конечно, кто-то скажет, что каждый раз отвечать на многочисленные вопросы подробно и с улыбкой невозможно. И я не могу с этим не согласиться. У меня тоже бывают ситуации, когда по каким-то причинам я не имею возможности вести подробные беседы о моем зрении, и, соответственно, тогда я этого и не делаю. Но я уж точно могу ответить спокойно, без иронии или сарказма, и не создавать излишнее напряжение у моего собеседника.
На первый взгляд может показаться, что сейчас я «открываю Америку» или «изобретаю велосипед». Ведь все, о чем я говорю, вполне известно, и я не сказала ничего нового. Но вспомните, сколько знаний мы порой носим в своей голове, но по каким-то причинам не используем. А знание, не применяемое на практике, абсолютно бесполезно. Очень часто мне приходится слышать, что окружающий мир негативно настроен к незрячим людям, что зрячие нас не понимают и никогда не поймут. Но, к сожалению, я также нередко вижу грубые реакции с нашей стороны в ответ на попытки окружающих нас зрячих людей чем-нибудь помочь, что-то спросить и уж тем более что-нибудь прокомментировать. Конечно, у каждого из нас своя боль, и нередко тема зрения неприятна. Но ведь это наша боль, а окружающие нас люди о ней не знают и, по правде сказать, не имеют к ней никакого отношения. Но если мы раз за разом будем отвечать грубостью, то и от других мы чаще всего будем получать зеркальную реакцию. Народная мудрость гласит: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Так давайте же чаще улыбаться, а ответные улыбки не заставят себя долго ждать.