Василий Ерошенко | О слепоте
Мы продолжаем публиковать материалы, созданные не нашими современниками, но при этом являющиеся актуальными и в наши дни. Сегодня вашему вниманию предлагается текст Василия Яковлевича Ерошенко — незрячего писателя, педагога, просветителя. Ерошенко не имел оконченного высшего педагогического образования, но всю свою жизнь он занимался основанием школ слепых по всему миру, внес огромный вклад в дело воспитания и образования слепых, но при этом практически не оставил теоретических работ по тифлопедагогике. Текст, который вы прочтете ниже, был озвучен как доклад в школе слепых в Бирме (ныне Мьянма) в 1917 году. Прошло уже чуть больше века, а тема стоит все так же остро. Что такое слепота для слепого? Как мы воспринимаем сами себя? Ведь от этого напрямую зависит и то, как нас воспринимают другие и как мы относимся к другим.
Перевод текста с английского выполнила Габриелла Могылдан
О слепоте
Что означает слепота для незрячего? Каким образом она влияет на его психику? Эти вопросы всегда стояли перед обществом, и многие талантливые писатели пытались ответить на них. Я был знаком с одним хорошим специалистом по работе с незрячими из России. Она посвятила всю жизнь работе и, с горьким чувством, написала в статье «Психология слепых», что они более эгоистичны и жестоки, чем зрячие.
Некоторые писатели говорят о безнравственности слепых как об одной из их характерных черт. В Западной Европе сетуют на слабость и беспомощность слепых. Чтобы искоренить это зло, во многих западных школах преподают плавание, катание на велосипеде, катание на коньках, греблю и другие виды спорта. Все это, конечно же, должно сделать слепых физически сильными, но очень часто работники идут намного дальше. На территориях многих школ всё устроено таким образом, что слепые знают, где находится поворот, где можно пройти, где находится вход и так далее. Во время поездок на поезде или трамвае слепого человека сопровождает зрячий. Кажется, что в новом и известном доме для слепых солдат в Лондоне ковровые дорожки выложены даже в помещении. Таким образом, слепые могут свободно ходить из одной комнаты в другую. Я не должен был удивляться, что после проживания в так хорошо обустроенном жилище они не могут ходить одни не только по улицам Лондона, но даже на своей территории.
Но если слепые из Западной Европы беспомощны, мы не можем сказать то же самое о слепых из восточных стран. В Японии слепые с самого детства должны зарабатывать на жизнь массажем. Они ходят туда и сюда в поисках своей профессии. Большинство слепых обязаны посещать обычные школы, наравне со зрячими учениками, и они ходят по улицам Токио так же свободно, как и на своей территории.
Если русские слепые эгоистичны и безнравственны, мы не можем сказать то же самое о слепых англичанах. Более того, если слепые в Европе выглядят скучными, было бы совершенно неправильно говорить то же самое о слепых на востоке. Есть писатели, которые считают, что слепота, ставя человека в особое положение по отношению к внешнему миру, укрепляет его психику, развивает чувства более интенсивно и позволяет ему создавать для себя новые и оригинальные миры, полные красоты и пышности. Я помню историю незрячего из Швейцарии. С детства он слышал о красотах Альп, их фантастических долинах, полных прекрасных цветов и славных озер, окруженных величественными скалами. Он наслаждался всем этим так же, как и зрячие. Наконец один из его друзей, врач, восстановил ему зрение с помощью операции. Первое, что хотел увидеть этот человек, – это горы и их прекрасные пейзажи; но, увидев горы, он расстроился и, наконец, бросившись на землю, вскричал: «Верни мои горы! Верни мои долины!» Реальность была ничтожной по сравнению с тем, что он себе представлял.
Что же тогда действительно, означает слепота для самого незрячего? Означает ли это, что мы попадаем в темное место, где мы ничего не знаем о вещах вокруг нас или о том, куда идти? Или это означает, что мы находимся в сказочной стране, без каких-либо ограничений для воображения? Правда ли, что слепота, изолируя человека от внешнего мира, делает из него идиота, как это обычно принято считать? Или, наоборот, благодаря тому, что слепота отделяет незрячего человека от внешнего мира, она укрепляет его внутренний мир? И в связи с этим его воображение достигает невероятной силы и гибкости?
Я не считаю, что лично у меня достаточно опыта, чтобы ответить на эти вопросы. Но что бы ни означала слепота для незрячего, как бы она ни влияла на его возможности, мы должны настойчиво повторять, что образование или любое научение более важны для слепых, чем для зрячих. Этот факт не может быть опровергнут никем – это очевидно. Но как много людей, которые не понимают этого! Сколько чиновников ошибочно не признают необходимость образования для слепых! Разве не жаль и не стыдно, что в нашем просвещенном двадцатом веке происходят такие вещи?
Теперь я расскажу немного о себе. Я уехал из России более трех лет назад, чтобы изучить некоторые вещи на Востоке, одной из которых является жизнь слепых в Азии. Я пробыл в Японии два года, а затем отправился в Сиам с намерением поработать там со слепыми. Я пробыл в Сиаме 6 месяцев, но не смог ничего сделать для слепых в этой стране; возможно, главной причиной стало то, что для этой работы нужен более богатый, энергичный и способный человек, чем я. Однако сиамское правительство, а также христианские миссионеры пообещали тщательно обдумать этот вопрос, когда у них будет больше времени.
Из Сиама я поехал в Бирму. Первое, что поразило меня в Моулмейнской школе для слепых, – это бедность учеников. В школе обучались тридцать три мальчика, из которых около десяти были сиротами и около десяти остались без одного родителя. Остальные принадлежат к самому бедному классу, поэтому ни один из мальчиков не получает никакой помощи из дома, и все полностью зависят от школы в питании и одежде. Если бы они даже были зрячими детьми, они были бы вправе попросить общество помочь им. Тем не менее вся работа в школе для слепых ведется несколькими благородными людьми, которые вынуждены всё делать в одиночку. Общество совершенно безразлично к своей работе. Общество, похоже, забывает слепых. Даже женщины, которые проявляют такой большой интерес к слепым в Европе, забывают о существовании слепых здесь, в Бирме. Может, общество и не должно интересоваться, сколько детей без отцов или без матерей обучаются в школе или скольким мальчикам никто в мире не помогает. Но такое отношение не красит Европейское общество в глазах жителей Бирмы, и очень обидно, что коренные жители Бирмы вынуждены оставлять своих слепых на попечении нескольких человек, если последователи буддизма не доверяют школе, нужно позволить им самим заниматься этим вопросом. По всей стране существуют тысячи школ понджи. Разве нельзя открыть несколько школ для слепых по образцу этих школ? Я имею в виду, что школы могут быть учреждены там, где слепые будут находиться под контролем зрячих учителей, которые будут обучать их буддийским Писаниям, методам лечения различных заболеваний и другим полезным занятиям. Жители Бирмы должны обеспечивать их едой, одеждой и другими предметами первой необходимости, так же, как и зрячих понджи. Если такая идея будет реализована, нет сомнений в том, что слепые понджи будут столь же полезны для общества, как и зрячие. На Западе существует большое число слепых христианских проповедников, и я не вижу причин, по которым буддисты не смогут иметь своих слепых проповедников. Первое, что нужно сделать, — это принять систему Брайля, чтобы слепые могли читать и писать сами.
Еще одна вещь, которую я хотел бы предложить, заключается в том, чтобы создать колонию для слепых. Это можно легко сделать в Бирме. Моя идея состоит в том, что должен быть выделен участок земли специально для слепых и они должны научиться возделывать рисовые поля, выращивать огороды, кокосовые пальмы, каучуковые деревья, сахарный тростник и разнообразные плоды. Они также могут держать скот и птиц. Они могут научиться грести, ловить рыбу, делать или ремонтировать лодки и сети. Они могут научиться консервировать фрукты, овощи, рыбу. Слепые девочки должны учиться ткать, прясть, шить и вязать, а также готовить, стирать одежду, выращивать домашних животных и еще учиться другим домашним обязанностям. Нет сомнений в том, что такое поселение, находящееся под контролем зрячих учителей, будет процветать, если им будут грамотно управлять. Через несколько лет оно добьётся доверия со стороны правительства и сочувствия и любви всех людей. Такое поселение станет ярким примером и для Запада. Каждый год, в западных странах на слепых расходуются миллионы фунтов, и в результате слепые беспомощны; они постоянно просят помощи. В этом виноваты не сами слепые, а слепые вожди слепых, до сих пор не осознавшие своей фатальной ошибки. Но я не буду говорить о них здесь. В поселении, которое я предложил, слепым также будут преподавать науки и искусства, их телесной и духовной гигиене будет уделено должное внимание, и слепой человек станет полезным гражданином. Кто знает, может, они сыграют большую роль в пробуждении людей джунглей тем, что помогут им избавиться от их старых предрассудков и огромных суеверий? Кто посмеет сказать, что слепой человек не может стать лидером, несущим свет, путеводной звездой для жителей джунглей, ведущей их из тьмы их покинутости к истинным огням цивилизации?
Сколько может быть достигнуто, и как мало ещё сделано! И все это потому, что общество совершенно равнодушно относится к этому вопросу. Но чем меньше внимания общество уделяет слепым, тем большее восхищение и благодарность тем, кто, несмотря на то что перегружен другой работой, стремится содействовать их образованию. Надеюсь, что в будущем слепым будет уделено больше внимания и что вскоре не только слепые из Бирмы, но и слепые из соседних стран, таких как Малайские государства, Малайский архипелаг, Сиам и Аннам, также смогут насладиться привилегией образования и станут полезными для своих соотечественников. Я надеюсь, что слепых больше не будут считать людьми, которые наказаны за свои грехи в прошлой жизни или за грехи своих родителей. Я надеюсь, что к слепым будут относиться как к людям, на которых, как сказал Христос о слепом, «явятся дела Божии».
Текст впервые опубликован в сборнике «Глаза слепых» (Харьков, 2018). Печатается с разрешения правообладателя.