Марина Данилова с пилотом едут на тандеме по велодорожке среди зелени, на фоне виден высотный дом

Марина Данилова | О велоспорте шоссе (тандем)

Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как незрячие люди занимаются велоспортом. Да, такое тоже возможно!

 

В велоспорте незрячих используются велосипеды класса тандем, поэтому это слово добавляется к каждому виду велоспорта. Существуют велоспорт шоссе (тандем) и велоспорт трек (тандем). Эти два вида спорта имеют ряд отличий. Сегодня я расскажу вам о велоспорте шоссе (тандем).

 

Но для начала немного общей информации. В велоспорте слепых участвуют парами – это спортсмен и пилот (так называемый лидер). Пара формируется четко по половому признаку: у девушки-спортсмена пилот всегда девушка, у мужчины-спортсмена пилот мужчина. Это делается для уравновешивания пар, так как если у одной спортсменки пилотом будет мужчина, а у другой – женщина, то первая пара выиграет, потому что мужчина-пилот объективно физически сильнее. То же самое правило действует и в случае, если спортсмен – мужчина.

 

Еще одна общая черта для всего велоспорта слепых – это отсутствие деления спортсменов на соревнованиях по остатку зрения. Это значит, что в заездах участвуют спортсмены и с остатком зрения, и с полным его отсутствием. При награждении разделения тоже нет. Может показаться, что это не играет существенной роли, но это, к сожалению, не так. Спортсмен с остатком зрения не зависит от своего пилота и в любой момент может потренироваться на одиночном велосипеде, а незрячий спортсмен так сделать не может. Кроме того, пара, в которой у спортсмена есть остаток зрения, работает более синхронно, а синхронность в велоспорте важна. Например, если спортсмен увидит, что пилот встает с седла, он сразу сделает то же самое. В паре с незрячим спортсменом это тоже произойдет, но с опозданием, так как пилоту сначала нужно все озвучить, а потом повторить спортсмену. Проще говоря, в паре со спортсменом, имеющим остаток зрения, все происходит быстрее и синхроннее, так что очень важно, чтобы взаимодействие в паре с незрячим спортсменом было точным и четким. Оно нарабатывается на тренировках.

 

Теперь расскажу подробнее о велоспорте шоссе (тандем). Тренировки и соревнования по этому виду спорта проходят на улице. Как же выглядит шоссейный велотандем? Представим себе двойной велосипед, то есть обыкновенный велосипед, сзади которого находится еще один такой же. Эту конструкцию, кстати, можно сравнить с поездом: первый велосипед – локомотив, а второй – вагон. Как и у обычного велосипеда, у велотандема одна цепь, одна рама, просто длиннее, и два колеса (одно спереди, а другое сзади). При этом у велотандема два седла, два руля, в них тоже есть особенности – руль пилота поворачивается (рулит велосипедом), имеет тормоза и переключение передач, а руль спортсмена неподвижен и не имеет тормозов и переключения передач (спортсмен за него просто держится). У велотандема две пары педалей (одна у пилота, другая у спортсмена). Педали контактные, то есть ноги на них не просто ставят в любой обуви, а «встегивают» в педали в специальных велотуфлях. И наконец, на велотандеме есть два держателя для питьевых фляг.

Марина Данилова и пилот едут на тандеме по шоссе, сзади них видно ограждение и деревья

 

Едет ли тандем быстрее обычного велосипеда? Можно было бы предположить, что, раз педали крутят два спортсмена, то и ехать велосипед должен быстрее. Однако это не совсем так! Да, действительно с горы тандем едет быстрее, ведь вес двух спортсменов больше, чем вес одного человека и стандартного велосипеда. А вот в гору тандем отстаёт, вес играет не в пользу пары. Что касается плоской трассы, то тут все зависит от готовности спортсменов – если на тандем посадить двух сильных и мощных велосипедистов, то и скорости будут соответствующие. А если один или оба человека будут недостаточно подготовлены, то и скорость у тандема будет невысокой.

 

Как тандем перевозят? Конечно, если нужно ехать на соревнования или сборы, то перевозка велотандема представляет собой определенную головоломку. Тандем разбирается на запчасти, но в стандартную коробку они не влезают, поэтому необходимо трансформировать и создать коробку нужных размеров. Если расстояние можно преодолеть на автомобиле, то коробки погружаются в грузовую машину, если нужно лететь, то тандем спокойно умещается в багажные 23 килограмма.

 

Какова экипировка для занятий велоспортом шоссе (тандем)? Форма велоспортсмена включает в себя велотуфли с шипом на передней поверхности подошвы, благодаря которому они встегиваются в педали, веломайку (выглядит как кофта на замке), велотрусы (выглядят как штаны или шорты с лямками) – они бывают длинные и теплые, короткие и холодные (тонкие) для различных погодных условий. Внутри находится велопамперс, чтобы удобнее было сидеть на жестком седле. При езде на спортсмене обязательно должен быть шлем для защиты головы и очки для защиты глаз от мусора и пыли. По желанию спортсмены надевают спортивные перчатки, чтобы руки на руле не скользили, ну и просто для удобства.

 

Общая задача пары – побеждать, но в задачах пилота и спортсмена есть множество различий. Пилот располагается на велосипеде спереди, следит за дорогой, сообщает спортсмену всю нужную информацию, переключает передачи, крутит педали и тормозит. Спортсмен располагается сзади, и если он видит, то может подсказать пилоту обстановку. Если он не видит, но соперники рядом сзади и спортсмен их слышит, то тоже сообщает пилоту. Конечно, спортсмен не переключает передачи и не тормозит, но его задача – внимательно слушать пилота, чтобы синхронно затормозить, не упав, или ускориться; ну и конечно, он тоже крутит педали.

 

Возможно ли допустить ситуацию, чтобы один из спортсменов крутил педали, а другой болтал ножками? Абсолютно нет, так как скорость велотандема сразу же упадет. Тот, кто крутит, почувствует всю тяжесть нагрузки на своих бедрах и, соответственно, будет тратить гораздо больше сил и быстрее устанет, что отрицательно скажется на результате.

 

Как я уже говорила, взаимодействие между пилотом и спортсменом особенно важно в паре, где спортсмен совсем не видит. Все взаимодействие основано на общении. Задача пилота и спортсмена – очень коротко, четко и ясно сообщать о необходимых действиях. Для этого разрабатываются команды – короткие слова, которые обозначают то или иное действие. Например, команда «оп» означает ускорение или конец (это понятно по ситуации). Если пилот говорит «вода», значит, можно взять флягу и попить.

 

Почему пилот должен общаться со спортсменом, думаю, понятно, но для чего общаться спортсмену с пилотом? Допустим, я захотела пить. Просто взять флягу я не могу, так как не вижу, что нас ждет впереди на дороге. Там, например, может быть лежачий полицейский, а я в это время пью. На пилоте и так большая ответственность, а тут еще я добавляю нам экстремальных ощущений… Поэтому, перед тем как взять флягу, я должна сказать: «Вода». Если пилот ответит «да», я спокойно беру и пью, если скажет «нет», значит, пока нельзя.

 

Общение пилота и спортсмена должно быть коротким и громким. Громким – потому что, когда едешь на большой скорости, все очень плохо слышно из-за шума ветра и велосипеда, а также из-за расстояния между пилотом и спортсменом. А коротким – потому что во время дистанции на долгие предложения нет времени, нужно экономить силы. Общение и синхронность важны не только во время дистанции, но и на старте и при торможении. Например, чтобы стартовать, оба спортсмена должны встегнуть правую ногу в педаль и по команде пилота дать тандему ускорение, потом сесть на седло и встегнуть в педаль левую ногу. При торможении надо опустить правую ногу вниз (нога встегнута в педаль), а левую по команде одновременно выстегнуть из педали и поставить на землю. Еще один элемент синхронности в велоспорте – это педали. Например, если один тормозит движение педалей, педали второго тоже тормозят. Так что здесь все тоже должно быть сообща.

 

Что испытывает пилот при пересадке на стандартный велосипед? Первая реакция у пилота, когда он пересаживается с тандема на свой привычный велосипед, – последний кажется ему намного легче, а потом складывается впечатление, что чего-то не хватает сзади. Но через короткое время эти ощущения исчезают. Обратная ситуация возникает и при пересадке с велосипеда на тандем. Кажется, что тандем весит целую тонну, велосипед длиннющий, как Китайская стена, а человек, сидящий сзади, очевидно, лишний.

 

Может ли лидер (пилот) помогать спортсмену? Пожалуй, велоспорт – это единственный спорт, в котором судьи не могут отдельно оценить готовность лидера и спортсмена и то, насколько больше пилот прилагает усилий при кручении педалей. Поэтому, конечно, если лидер является мощным велосипедистом, это приветствуется, так как положительно скажется на результате пары.

 

Какова роль тренера в велоспорте? Безусловно, задача каждого тренера заключается в том, чтобы спортсмен показывал результаты и побеждал на соревнованиях. Также это помощь, психологическая и командная поддержка, мотивация. Но в велоспорте слепых тренер еще объясняет и ставит правильную технику педалирования (да, она, оказывается, тоже есть), учит пилота и спортсмена взаимодействию, корректирует посадку на велосипеде, чтобы она была комфортной и приносила пользу. И вообще тренер – это тот человек, которому спортсмен доверяет, и тот, кто всегда будет вместе со спортсменом и в горе, и в радости.

 

В то же время нельзя забывать и о роли родителей – это поддержка, где-то мотивация, где-то наука жизни. Но еще это большая помощь! Очень часто бывает, что тренировочные места расположены вне дома, до них нужно добираться – в этом и помогают родители своим детям, по сути являясь их сопровождающими. На самом деле это очень нелегко. Поэтому каждому родителю – огромная благодарность, уважение и восхищение.

 

Тренировки и соревнования в велоспорте – это еще много интересной информации, которой хочется поделиться. Но о них я расскажу в другой раз, так как этот текст уже получился довольно объемным.

 

А пока немного расскажу о моем собственном опыте. На велосипеде я не каталась, как говорится, от слова совсем, но все же решилась попробовать. Когда в первый раз увидела тандем, было страшно… Конечно, о синхронном старте речи сначала не было, отталкивались от заборчика. Самое трудное было встегнуться в педали. Но мы справились и поехали.

 

Первый раз не обошлось без падения: мы не вписались в поворот, но упали не сильно. Посмеялись и пошли пробовать заново, а вот тренера заставили понервничать. Потом ехали круг вместе с ним, он придерживал наш велосипед. Потом ехали почти гладко… но только почти. Я уже писала, что руль у спортсмена не вращается, он прикреплен к седлу пилота, но я (видимо, от переживаний) умудрилась несколько раз свернуть руль и соответственно седло своего пилота – так усердно пыталась повернуть. На этой тренировке я отчетливо почувствовала работу совсем других, незнакомых групп мышц. Но, несмотря на сложности, мне очень понравилось, за этот день я узнала для себя много нового. Самое главное, что это были положительные эмоции, теплый прием, хорошая атмосфера! Так и началась моя карьера в велоспорте.

 

Дальше было много тренировок на велосипеде с моим пилотом – она, кстати, КМС по велоспорту. Ощущение скорости, драйва, удовольствия. Потом первые наши соревнования – Чемпионат России. На нем мы получили огромный опыт, но самое главное – 28 октября 2020 года мне был присвоен долгожданный разряд КМС!

 

Подводя итог, хочу сказать, что незрячий человек вполне может заниматься велоспортом. Это спорт, где победа зависит от двоих, это спорт, который учит взаимодействовать, общаться, учит синхронности. Это спорт драйва, скорости и удовольствия.

Всем пока, но, надеюсь, совсем ненадолго!

P.S. Больше фото и видео с тренировок вы можете найти в моем Инстаграме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *