Улыбающаяся Алена Капустьян с медалью на шее

Алена Капустьян | Цель достижима: опыт обучения слепоглухого человека в колледже

Я всегда верила и до сих пор верю в то, что невозможное может стать возможным. Достижение цели – непростая задача для любого человека, оно напоминает восхождение на гору: надо выносить трудности пути, холод, дискомфорт и давящее желание бросить все и вернуться вниз. Вершина – это и есть цель. Расскажу о достижении моей цели, о процессе учебы в колледже. Моя учеба отличается от учебы здоровых ребят и даже от обучения незрячих.

 

До выпускных экзаменов я не представляла, как будет проходить обучение в университете или колледже, ведь я не вижу и не слышу. Не знаю почему, но долгое время меня это совсем не интересовало. Думалось, что, окончив школу, я буду учиться, как все, без каких-либо особенностей. Но чем ближе подходил выпуск, тем яснее становилось, что мне придется не только суметь поступить в учебное заведение, но и самой организовать себе учебный процесс, а значит, и найти помощника.

 

Сдав выпускные экзамены и получив долгожданный аттестат, я через две недели подала документы в колледж РГСУ. Выбор профессии был для меня сложным. До этого я долго обдумывала варианты, а их было больше тысячи. Мне хотелось выбрать полезную для меня специальность – не вижу смысла тратить время на ненужное.

 

Пока я ждала приказ о зачислении, я искала для своей учебы ассистента. Ассистент – это помощник, переводящий лекции и практические занятия, печатая все сказанное преподавателем на клавиатуре компьютера, и сопровождающий меня по колледжу и на мероприятия. Официально такой профессии, как ассистент для слепоглухого студента, в России, мне кажется, еще нет. Обычный тьютор имеет педагогическое образование, помогает ребенку с ОВЗ учиться в школе, занимается с ним как учитель, а мне нужен помощник-переводчик. Эта работа выглядит непростой, но ассистенты, впоследствии прошедшие со мной первый курс, остались довольны: я ни разу не слышала от них жалоб.

 

Директор благотворительного фонда «Дом слепоглухих» Елена Федосеева предложила мне помощь с оплатой услуг ассистента. Она организовала сбор финансовых средств на сайте dobro.mail.ru, чтобы собрать нужную сумму. Помимо финансов, необходимо было еще найти желающего посвятить себя такой работе. Я выложила пост в социальных сетях, но, несмотря на большое количество просмотров, людей, готовых попробовать себя в качестве ассистента, не нашлось. Как вы думаете, почему? Позже я поняла, что никто просто не осмеливается брать на себя ответственность за мое обучение, за передачу важной информации, многие сомневаются в своей способности грамотно, да при этом еще и быстро печатать лекции на компьютере.

 

Честно говоря, я и сама имела слабое представление о процессе работы ассистента и о том, как будет проходить моя учеба, ведь подобной информации практически нигде нет. Известно лишь обучение четырех слепоглухих (это было в Советском Союзе в 70-е годы прошлого века – «загорский эксперимент» в МГУ под руководством профессора Мещерякова). Тем ребятам переводили сами студенты, а лекции перепечатывали на брайлевской машинке. Один из слепоглухих, Александр Васильевич Суворов, стал профессором, доктором психологических наук, другой, Сергей Алексеевич Сироткин, – кандидатом философских наук.

 

В колледж меня приняли на два факультета – «социальная работа» и «информационные технологии», я выбрала первый. А ассистента все не было… Ближе к началу учебного года я предложила более простой вариант: разделить работу на двух человек, которые бы заменяли друг друга.

 

Сперва согласилась моя давняя знакомая, понимающая суть моей ситуации. Она в то время заканчивала МГПУ. Потом с большим трудом нашли второго ассистента – преподавателя информатики. Пока отсутствовал официальный второй ассистент, ко мне приходили два или три человека и переводили лекции, печатая их на компьютере. Делали они это по-разному, и мне пришлось быстро приспосабливаться к «акцентам» перевода.

 

В целом моя учеба проходит так же, как у всех, но есть и некоторые особенности. У меня в группе все, кроме меня, видят и слышат, конспектируют лекции, выступают с докладами, устно отвечают на вопросы преподавателей. Мои ассистенты доносят до меня всю учебную информацию, печатая на компьютере, а я одновременно читаю на брайлевском дисплее. Иногда устно отвечаю на вопросы преподавателя, и, если меня не поняли из-за моего акцента, помощники повторяют.

 

На паре по обществознанию я два раза читала вслух доклад, а преподаватель, глядя на мой текст, выведенный на экран проектора, понимал суть. Во время практических занятий я заполняю тесты на компьютере, отвечаю на контрольные вопросы, читаю нужную литературу, найденную в интернете, а ассистент рядом занимается своими делами. Когда я пишу рефераты, ассистенты иногда помогают мне находить в интернете нужную учебную информацию. Отношения с преподавателями у меня складываются хорошие – они сразу оценили мои старательность, успеваемость и спокойный характер.

 

В общем, моя цель вполне достижима. Сейчас я учусь уже на втором курсе, и со мной ассистенты. У нас с ними теплые отношения, мы общаемся, как друзья. Вот так невозможное превратилось в возможное, и вам тоже лучше оставить в стороне лишние сомнения. Главное – это желание достичь своей цели и надежда на ее осуществление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *