Алексей Викторов | Не стоит закрываться
Здравствуйте, меня зовут Алексей. Мне двадцать лет, и мне очень нравится жить.
В семь лет моя жизнь кардинально изменилась: я потерял зрение. Нетрадиционное течение гидроцефалии, ошибка врачей или другая причина — мне в общем-то неважно. Рассказать я хочу совсем не об этом.
После потери зрения моя жизнь не разделилась на «до» и «после», но это для меня, семилетнего мальчишки. Что чувствовали мои родные, словами описать сложно, да и это будет лишним. Я побывал у известных врачей, целителей, на святых источниках, но положительного эффекта не было. Шли месяцы, и вроде прошло первое потрясение. Нужно было жить дальше.
По прошествии времени мне трудно сказать о своих ощущениях в первые годы после потери зрения, но одно я знаю точно: я старался быть не хуже других, и моя семья делала всё, чтобы сглаживать углы в моём общении со сверстниками. Меня сопровождали на прогулках первые несколько лет, помогали участвовать в играх. Я научился кататься на роликах, велосипеде, ходил на лыжах. Вероятно, именно из-за возраста я не испытал на себе всех тягот потери зрения. Я воспринимался как равный среди зрячих ребят. Конечно же, все мои игры и развлечения с велосипедом, лыжами, роликами и снежными горками иногда приводили к травмам, но меня это не останавливало.
Через несколько лет я начал гулять без родителей, полагаясь лишь на своего друга. Мы отошли от прежней компании и стали общаться с новыми людьми. Среди них были ребята с других дворов нашего района и одноклассники моего товарища.
Надо сказать, что моя школьная жизнь тоже была весьма разнообразна. Она никак не переплеталась с жизнью вне школьных стен. Тем не менее роль школы в формировании нынешнего меня огромна! Я поступил в Самарскую школу-интернат для слепых и слабовидящих. Там и обучался все двенадцать лет.
Мне легко удавалось находить общий язык с ребятами. Среди них чаще всего были старшеклассники. Они многому меня научили. Именно выпускники тех лет показали мне все прелести самостоятельного передвижения. Помню, это был мой шестой класс. Восторг сложно передать словами: мы, трое слепых парней, без труда передвигаемся по улицам большого города. Тогда мне казалось, что это на грани фантастики. Конечно, я не овладел белой тростью моментально, но прогулка с ребятами послужила хорошим толчком и придала мне уверенности в своих силах.
Так сложились обстоятельства, что изучать свой первый маршрут я начал зимой – во время, не самое подходящее для такого дела. Снег и холод создавали значительные проблемы. Каких-то особых инструкций на случай, когда ты заблудился в сугробах, я не имел, поэтому импровизировал, оттачивая навык коммуникации с прохожими. Ездил я рано утром, когда темно и людей на улице мало. Это добавляло азарта при прохождении «квеста». Бывало разное: и падал, и тонул в сугробах, и терялся, и уходил совсем в другую сторону. Это нормально, и это просто следует принять.
Сталкивался и с множеством отзывчивых, открытых, но излишне любопытных людей. Для меня, семиклассника, это было в диковинку. Задавали вопросы о моей слепоте, с кем живу и как можно незрячего ребёнка отпустить на улицу – «лучше бы дома сидел!» В общем, каждая поездка превращалась в увлекательное путешествие.
Постепенно я изучал новые маршруты, шёл в незнакомые места и привыкал находить дорогу только при помощи прохожих. Верно гласит поговорка: «язык до Киева доведёт». Все маршруты нельзя запомнить, везде со зрячим заранее не исследуешь путь. Ваши потребности не понимает никто лучше вас, поэтому свой рецепт комфортной жизни нужно вырабатывать самому. Для меня он таков: делай сам то, чем ты хочешь овладеть, и всё получится!
Я был общительным ребёнком. Со многими ребятами в школе я был в тёплых, дружеских отношениях, но всё же настоящим другом для меня стал зрячий товарищ. С ним у нас было больше общего и, главное, больше времени, проведённого вместе. С тех пор так или иначе жизнь меня сводила с разными условно здоровыми ребятами и девушками, но через более чем десяток лет я пронёс дружбу всего с одним человеком, с которым познакомился на детской площадке.
С моего пятого класса учеников всей нашей школы стали отправлять на санаторно-курортное лечение. В одном из таких санаториев я познакомился и со своей подругой. Она сыграла огромную роль в формировании моего будущего, как бы громко это ни звучало. Поначалу мы просто переписывались в социальных сетях. После окончания лагерной смены мы пошли погулять и нашли друг друга очень интересными. И вот уже пять лет мы знакомы и совершенно точно можем сказать, что дружба между мужчиной и женщиной возможна!
Показав это на своём примере, я хочу сказать, что инвалид, слепой или любой другой, не должен бояться общаться с теми, кто ему интересен. Не стоит закрываться в себе, искать общения исключительно с людьми, имеющими такие же проблемы. Да, не каждый условно здоровый адекватно воспринимает инвалидов, но в наших силах донести до окружающих, что мы не отдельная каста, не закрытое сообщество! У нас есть те же желания, и в сущности отличаемся все мы вовсе не наличием или отсутствием инвалидности…