Екатерина Фаустова с группой пловцов с медалями и дипломами.

Екатерина Фаустова | Плавание вслепую

В жизни многих незрячих людей спорт занимает не последнее место. Такое понятие, как Паралимпийские игры, наверное, известно многим. Не буду вдаваться в детали истории данного термина и подробный анализ разновидностей этого понятия.

Как видно из названия, речь пойдёт о плавании. Судя по различным спортивным репортажам и программам, плавание относят к летним видам спорта, хотя заниматься им можно круглый год. В настоящее время во всём мире открыто множество центров водных видов спорта и бассейнов. Плавание расслабляет и укрепляет мышцы, развивает скорость движения. по мнению специалистов, занимающихся адаптивной физической культурой, и тренеров, данный спорт особенно необходим незрячим людям.

Я соглашусь с этой мыслью, так как сама довольно долго посещала бассейн и даже участвовала в различных всероссийских соревнованиях и спартакиадах для инвалидов. Для начала следует рассказать, как же тренер проводит занятия в бассейне с незрячими детьми. Все наблюдения основаны на личном опыте. Я начала заниматься плаванием в возрасте 11 лет. Удивительно было то, что наш учитель физкультуры – одновременно и заслуженный тренер по плаванию – сам пригласил меня в свою группу и даже предложил удобное время посещения занятий.

Вспоминая его методику, я считаю наиболее правильным то, что он не сразу стал давать мне упражнения, которые давал остальным ученикам, то есть применял к каждому индивидуальный подход. В течение одной или двух тренировок я научилась держаться на воде, лёжа на спине, а затем скользить по ней на животе. Скажу честно, мне было сложно определить, лежу я на воде или «сижу», как изъяснялся тренер, зато, когда я легла на живот и стала пытаться скользить, то уже чувствовала уверенность, понимала, что я лежу и держусь на воде.

Возникает следующий вопрос: как полностью незрячий человек понимает, что он доплыл до конца дорожки? И вообще, как плыть, не сбиваясь с траектории, при этом не видя её? Что касается конца дорожки, то следует всегда держать руки вытянутыми вперёд. Голова как бы лежит на руках. При движении руками происходит быстрая смена их положения: например, когда незрячий спортсмен плывёт на спине или кролем (то же самое, только на животе), он вначале отталкивается от бортика, вытянув обе руки вперёд, а затем попеременно и довольно быстро меняет их положение. Если позицию рук менять не быстро, но попеременно, скорость будет меньше. Такое упражнение называется упражнения с подменой. Так как при любом стиле плавания задействованы ноги, то можно на несколько секунд прерывать движение руками и двигаться на одних ногах. За это время можно вытянуть руку вперёд и проверить, далеко ли стенка бассейна. Если она далеко, то следует продолжать движение руками и ногами одновременно. Если близко, вытягивать обе руки вперёд и готовиться коснуться ими стенке, двигаясь на одних ногах. Касание стенки очень важно на соревнованиях. Если спортсмен не коснётся стенки или слабо коснётся её, то судьи не смогут понять, проплыл ли участник дистанцию. Про соревнования скажу дальше.

Добавлю только то, что я легко справлялась с описанными действиями. Что касается попыток не сбиться с траектории, двигаясь по дорожке бассейна, то с этим возникали сложности. Специальных методик для этого не существует, просто нужно учиться чувствовать свое положение в воде. Конечно, я касалась рукой каната, разделяющего дорожки бассейна, но это делать нежелательно и особого смысла в этом не было. Я все равно сбивалась с ровной траектории. Это замедляло движение и приводило к столкновению с другими людьми. На одних соревнованиях это сыграла со мной злую шутку. Я плыла брассом, стараясь быстро выполнять движения. Я сбилась с траектории и перешла на другую дорожку, благо, на ней никого не было. В итоге мой результат был отрицательным. К счастью, на общий командный результат моя ошибка не повлияла.

Раз речь пошла о соревнованиях, расскажу о некоторых тонкостях. Существуют три категории пловцов с инвалидностью: категория Б1, категория Б2, категория Б3. К категории Б1 относятся люди без остатка зрения или только со светоощущениям. К категории Б2 относятся пловцы, у которых есть существенный остаток зрения. Категория Б3 включает в себя людей с минимальной потерей зрения. Говоря о третьей категории, могу ошибаться, так как с её представителями почти не сталкивалась. Я принимала участие в соревнованиях в категории Б1. Представители этой категории на соревнованиях было очень немного, поэтому случалось так, что я была одна в заплыве. В результате я занимала первое место. На мой взгляд, это не очень честно, но об этом мы здесь говорить не будем. Такое случалось крайне редко. В остальных соревнованиях я неоднократно занимала призовые места, в том числе и первое.

Екатерина Фаустова и еще две девушки выходят из бассеййна

 

Опишу некоторые тонкости, касающиеся незрячих спортсменов во время соревнований. Во-первых, очки для плавания должны быть заклеены изнутри или снаружи, чтобы было понятно, что спортсмен через них не смотрит. Во-вторых, чтобы пловец понимал, что он близко к противоположной стенке бассейна, зрячий тренер легко касается его тела шестом. Обычно у противоположных краев дорожки стоят два человека. Один подводит к бассейну, как бы отправляет пловца. Другой стоит на противоположном конце и дает ему понять, что он почти проплыл дистанцию. В заключение скажу, что всё, что здесь описано, основана на моих собственных наблюдениях, ведь я принимала участие как в областных соревнованиях, так и во всероссийских Спартакиадах. Мероприятий с моим участием было не так много по сравнению с профессиональными спортсменами, но с каждым разом результат становился лучше. Конечно же, признаюсь честно, расстояние пятьдесят метров меньше, чем за минуту, я не проплывала, но я считаю, что занятия по плаванию пошли мне на пользу. Я занималась плаванием четыре с половиной года и после долгого перерыва я хотела бы вернуться к тренировкам в бассейне. Думаю, что когда-нибудь я смогу это сделать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *