Павел Кляченко | Слышу мир в ярких красках
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Меня зовут Павел, и сегодня я хотел бы поделиться с вами собственной жизненной историей. Хотя «жизненная история», наверное, — это будет слишком громко сказано, поскольку я считаю, что это лишь начало моего пути, такой своеобразный старт. Скорее, я просто расскажу о некоторых особенностях своей жизни, которые позволили мне стать сильнее, двигаться дальше, не опустив рук, максимально активизировать чувства и запустить творческие способности для того, чтобы день за днем разукрашивать собственный мир и мир других людей целой палитрой ярких красок со всевозможными оттенками. Я надеюсь, что следующие несколько минут окажутся крайне интересными для вас. И если то, что вы сейчас прочитаете, кому-то принесет пользу, смотивирует, побудит к анализу своей жизни и действиям, направленным на ее изменение в лучшую сторону, то это уже все не зря.
Начать свою историю мне бы хотелось издалека, а именно с детских лет, где есть просто мальчик Паша, вообще не уделяющий внимания собственной исключительности. Ведь всякий раз, когда мне задавали вопрос: «Паша, скажи, ты хорошо видишь?», — я четко и убедительно отвечал «да!» Тот факт, что я на самом деле не знаю, что такое хорошо видеть, я считал чем-то незначительным. Кратко скажу, что мое зрение всегда было очень далеко от идеального, но в годы, о которых идет речь, оно было существенно лучше, чем сейчас.
Несмотря на то что я не ходил в детский сад, мне с легкостью удалось пройти вступительные испытания в школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. За это стоит сказать огромное спасибо моим родителям, поскольку они практически ежедневно занимались моим развитием. Но вот уже в школьные годы, будучи самым младшим из своего класса, я столкнулся с рядом трудностей, «стукнувших по голове» и указывающих на то, что в моих возможностях есть ограничения. Трудности ориентировки настигли меня первыми, и до сих пор на семейных застольях мои родственники частенько вспоминают один случай, связанный с этим. В 1 классе я заблудился в школе и заплакал. Школа тогда казалась мне просто огромной. Ко мне подошла девочка, с которой мы раньше вместе ездили, и что вы думаете она тогда сделала? Она меня пожалела. Пожалела и ушла. Видимо, после того как меня пожалели, ко мне должно было прийти озарение и дорога до класса должна была нарисоваться сама собой. В общем, по мере взросления мой счетчик курьезных, забавных и не очень ситуаций пополнялся.
Это привело к тому, что уже подросток Паша осознал свою исключительность и у себя в голове отказался от роли троечника-середнячка как от заведомо проигрышной позиции. И от данной позиции, я считаю, следует отказываться всегда, ведь, если твои возможности ограничены и ты сидишь, сложа руки, ты изначально проигрываешь большинству людей и, самое главное, проигрываешь самому себе. Куда конструктивнее путь компенсации, когда ты можешь овладеть такими навыками, которые доступны единицам или вообще недоступны никому, кроме тебя. Сюда можно отнести, например, авторские творческие идеи, проекты и т.д.
Именно с такими мыслями я постепенно подходил к выпускным классам школы, но тут меня ждал очередной удар судьбы. Так получилось, что цветной мир остался только у меня в голове, а глаза стали довольствоваться приемом лишь двух сигналов: свет и тень. И это действительно невероятной силы удар. Я лично знаю людей, у которых подобная ситуация повела за собой продолжительную депрессию. Возможно, то же самое случилось бы и со мной, если бы не одно но: Я ничего не понял. все изменения происходили настолько плавно, что разобрался я уже только по факту. Благодаря этому смягчающему или спасительному фактору, я затратил минимум энергии на перестройку собственной жизни и, что самое важное, практически полностью сохранил все свои убеждения относительно жизни. Более того, могу даже сказать, что существующие убеждения загорелись с новой силой. А принцип все тот же- компенсация. Я бы даже сказал- гиперкомпенсация. Красочность и эмоциональная наполненность мира перестала устраивать, и тогда в моей жизни появился институт, КВН и прочие интересные вещи, но обо всем по порядку.
Когда меня спрашивают, в каком институте я учился, в шутку я отвечаю, что учился на психолога в пяти разных институтах, но не уточняю, что закончил только один. Действительно было 4 года обучения, 4 ВУЗа, а защита диплома в пятом. Всему виной некая госаккредитация, которую в то время, да и сейчас тоже, ВУЗы заваливали один за другим и вместе с этим лишались права выдавать госдипломы. Такая вот у нас политика системы образования по отношению к коммерческим институтам, но не буду в это сильно углубляться.
Перетерпев все эти смены ВУЗов и все-таки получив красный диплом, я также наблюдал и то, как каждый год, а то и чаще, юные перспективные студенты, не выдержав такого напряжения, просто сходят с дистанции. При этом имея в голове знания и желание работать по профессии. Все это, конечно, било и по мне, но желание профессионально помогать людям, а также поддержка родных и близких не давали падать духом. Меня интересовала именно профессиональная психологическая помощь. Не просто работающие дружеские советы и умные книжки, с которых, кстати, и началось мое путешествие в мир психологии, а более высокая ступень оказания помощи. Ступень, наполненная эмоциональными переживаниями и совместными поисками ресурсов, позволяющих человеку самостоятельно находить конструктивные решения выхода из различных ситуаций и, возможно, даже не обращаться больше за советами, которые снимают ответственность и дают готовые алгоритмы, причем далеко не всегда верные.
Внимательный читатель мог заметить, что я говорю только про коммерческие институты и резонным будет вопрос: «Почему ты не пошел в государственный ВУЗ, ведь у них все нормально»? Отвечу одной фразой: в гос. ВУЗе я боюсь, что вдруг заблужусь и меня кто-нибудь пожалеет и уйдет. Опыт у меня уже есть. Дело в том, что по крайней мере в нашем городе коммерческие институты находятся, как правило, в одном относительно небольшом здании, не разбросаны по многочисленным корпусам.
Приходить в новый институт каждый год, конечно, было тяжело, но если не акцентироваться на этом факте, то можно смело сказать, что человек, прошедший такой путь до конца, знаком с несколькими учебными программами, что, несомненно, является преимуществом, имеет хорошо отточенный навык входа в новый коллектив, может похвастаться большим числом друзей-коллег и профессиональных связей. Когда направляешь мышление в данную сторону, как раз и появляется то самое вдохновение, дающее эмоциональный заряд, мотивацию двигаться дальше как профессионал и делиться всем этим с окружающими.
И я делился. Делюсь сейчас здесь и делился тогда, играя в самую популярную студенческую игру КВН, которая начала безмерно радовать меня с конца школьных лет и продолжало это делать вплоть до окончания студенчества. Это были незабываемые годы, когда мы с моими друзьями из команды «Спецбулки», которая представляла Всероссийское общество слепых города Перми, могли делиться с нашими зрителями невероятной гаммой положительных эмоций. Спасибо моим одноклассникам за то, что я в свое время попал в такую замечательную команду. Этому тогда способствовала и еще одна важная мысль, созревшая в тот момент в голове. Мысль о том, что мало просто компенсировать и, как говорится, выходить в ноль, а нужно отдавать, делать что-то большее, дарить людям эмоции, улучшать мир. Улучшать как психолог, как юморист — да как кто угодно, даже как звукорежиссер. Да, в качестве хобби, на любительском уровне, я обожаю работать со звуком: озвучивать рекламные ролики, персонажей компьютерных игр, аудиокниги и т.д.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончился институт, закончился КВН, хотя КВН не совсем. С ребятами мы в прекрасных отношениях, и я иногда до сих пор отправляю им смешной авторский материал. На смену хорошему приходит лучшее, а именно повышение профессионального уровня и вместе с тем очень яркий этап самопознания. Это я сейчас говорю о профессии тифлопсихолога. Уточню, что тифлопсихология- это раздел психологии, изучающий людей с нарушениями зрения. Также подмечу, что все не ограничивается только слабовидящими и незрячими людьми. Я получил полноценное дефектологическое образование, позволяющее работать с людьми с разными формами инвалидности. И я говорил про самопознания, потому что в это направление психологии я пошел в большей степени для себя, для того, чтобы окончательно разобраться в себе и расставить все по полочкам. Если на 1 курсе института на вопрос: «Зачем ты поступил на психолога?» — я отвечал, что чувствую в себе потенциальную возможность помогать людям (и, кстати, был одним из немногих, кто так отвечал), то тифлопсихологом я стал потому, что хотел копнуть глубже в себя и через этот процесс разжечь желание оказывать психологическую помощь еще больше.
Дефектологическое образование сделало мою жизнь яснее. Она была яркой, а теперь стала еще и четкой. Благодаря тифлопсихологии я до конца прояснил идею гиперкомпенсации, о которой сегодня уже не раз говорил, заручился цитатами и аргументациями великих людей в психологии, в частности цитатой Л.С. Выготского: «Слепой лучше понимает мир зрячего, чем зрячий мир слепого».
Также я осознал собственную индивидуальность не только как человек, но и как специалист. А заключается она в том, что все клиенты, обратившиеся ко мне, получают уникальную возможность беседовать одновременно и с профессиональным психологом, и с человеком, столкнувшимся с нелегкой судьбой и при этом не опустившим руки. На личный опыт практически ежедневной борьбы с самим собой и с различного рода жизненными препятствиями плотно легли профессиональные знания вместе с желанием помогать людям. Людям, пытающимся найти цель в жизни, переживающим межличностные и внутренние конфликты, людям с инвалидностью, благодаря тому что прожил это лично. Конечно же, все индивидуально, и жизненный путь каждого человека в том числе, но именно здесь на помощь приходят профессиональные навыки, позволяющие максимально ответственно и с сопереживанием отнестись к ситуации, безоговорочно принять человека таким, какой он есть, проявить все свои творческие способности для того, чтобы совместными усилиями подобрать именно тот индивидуальный ключ, который откроет дверь в полноценную, счастливую жизнь.
На данный момент я консультирую клиентов на одном из российских сайтов профессиональных психологов. До этого я имел возможность поработать в своей же школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей, центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Пермского края, коммерческом медицинском учреждении, а также сотрудничал с некоторыми некоммерческими организациями. В каждом из этих мест я получил что-то свое, какое-то особое эмоциональное наполнение в виде различных откликов клиентов, дающих мотивацию к развитию, извлекая из проведенных консультаций так необходимый нам всем опыт. И этот процесс не останавливается даже сейчас. Он периодически изменяет свою интенсивность и характер, но, словно вечный двигатель, бесконечно стимулирует к развитию. Следствием этого явились мысли о дальнейшем профессиональном росте, а конкретно об освоении одного из направлений психотерапии.
В завершение хотелось бы сказать большое спасибо полезнейшему паблику «Типичный незрячий» за то, что он создает такую среду, где мы можем вдохновляться, интересоваться друг другом и сообща идти по жизни только вперед. Спасибо также и шрифту Брайля, вместе с дополняющим его технологическим прогрессом, без которых я бы сейчас не писал то, что пишу. Огромное спасибо моим родителям, родственникам и всем, кто поддерживал меня на жизненном пути. Я уже многое могу рассказать окружающим, при этом лет еще не то, чтобы много, а это значит, что все только начинается. Спасибо всем и каждому в отдельности, кто прочитал данный текст и в особенности тем, кто во время этого смог услышать еще и весь мир в ярких красках. Я желаю вам сохранить в душе это ощущение как можно дольше и благодаря ему покорять все новые и новые вершины.