Алексей Лапшинов в синей футболке на фоне тёмной стены

Алексей Лапшинов | Чужая лень во благо

Меня зовут Алексей, я родился и живу в подмосковном городе Наро-Фоминск. Учился в Москве: сначала в школе-интернате №1 для незрячих и слабовидящих, затем – в Московском медицинском колледже №6 по специальности медбрат по массажу.

 

Будучи тотально незрячим, я понимал, что мне необходимо научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве, дабы не зависеть от родственников, если нужно куда-то добраться. В нашей школе были некоторые незрячие преподаватели и учащиеся, которые своим примером доказывали эту истину. Классе в шестом я начал посещать школьный кружок по ориентировке, на котором мы сначала исследовали территорию школы, затем близлежащие районы, а потом планировалось изучение метрополитена. Но обучение в нём у меня не задалось. Дело в том, что посещал я его несистематически из-за большого количества других кружков (параллельно я ходил на хор, играл на аккордеоне и занимался плаванием). Из-за редких занятий у меня немногое получалось в ориентировании, что раздражало преподавателя. Обстановка на занятиях была напряжённой, и это отбивало у меня желание развиваться в ориентировании. В какой-то момент я решил прекратить посещение этого кружка, дав себе слово освоить ориентировку в будущем. Но благодаря этим занятиям у меня появился навык хождения с тростью, что в дальнейшем сильно мне помогло.

 

В 11 классе я стал потихоньку идти к данному себе слову. Но всё осложнялось отношением к моим потенциальным самостоятельным передвижениям родителей. Они уверяли, что когда-нибудь я буду ходить сам, даже помогали мне с освоением некоторых маршрутов, но отпускать меня одного боялись. В какой-то мере этот страх передался и мне.

 

Преподаватель по ориентировке и родители объясняли мне маршруты следующим образом: пускали меня вперёд одного, а сзади контролировали обстановку, чтобы я ни во что не врезался, а также объясняли, по каким ориентирам мне следовать. Это помогало мне более чётко запоминать маршруты. Постепенно у меня в голове складывалась теоретическая картина того, как добираться в различные места, но пойти по этим дорогам одному, без контроля, мне было боязно. Я думал, что сразу же заблужусь, как это уже случалось на школьных уроках по ориентировке.

 

После окончания школы я поступил в колледж в Москве. Чтобы не тратить время на каждодневные поездки домой в Подмосковье, мы с одногруппником при помощи наших родителей сняли квартиру недалеко от колледжа. От учёбы до квартиры нужно было добираться пешком порядка десяти минут. И этот маршрут был первым, по которому я ходил самостоятельно. По тем временам это было для меня большим достижением.

 

Параллельно с этим я ходил на тренировки по плаванию. Несмотря на то что теоретически я представлял себе маршрут от съёмной квартиры до спортивной школы, так как неоднократно проходил его с друзьями, пойти по нему самостоятельно я не решался. Но всё изменилось в один весенний день, когда я учился на первом курсе.

 

Однажды у меня сломалась трость, и для приобретения новой мне надо было поехать на другой конец Москвы. Я попросил своего друга и по совместительству одногруппника, живущего в Москве, чтобы он проводил меня до здания КСРК [культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых. Прим. ред.] (там как раз продавались трости). Друг согласился помочь, тем более что ему было по пути.

 

Трость я купил, теперь нужно было добраться обратно. Доехав со мной до центра Москвы и направив меня на прямую ветку метро до станции, где мне надо было выходить к съёмной квартире, мой друг честно признался, что провожать дальше ему лень, и предложил мне добраться самому. Чтобы осуществить этот вояж, мне нужно было доехать на метро по прямой, сесть на автобус, доехать до нужной остановки и ещё чуть-чуть пройти пешком. В теории я уже твёрдо знал, как и куда мне надо будет идти, но в одиночку я этот путь ещё не преодолевал. Я решил рискнуть и согласился на его предложение.

 

Несмотря на трясущиеся коленки, до дома я доехал без приключений. Где-то меня направляли люди, но в целом я справился самостоятельно. После прихода домой я осознал, что ещё успеваю на тренировку. Словив адреналин, я решил и туда добраться сам, основываясь на теоретической памяти. На моё удивление мне удалось и это. До спортшколы надо добираться на двух автобусах, и то, что я преодолел этот путь удачно, вдохновило меня на дальнейшие свершения.

 

Прошло ещё две недели, и, опираясь на помощь окружающих, я стал добираться по Москве в совершенно незнакомые места. А ещё несколько недель спустя я доехал из Москвы до Наро-Фоминска, своей родины, на электричке. После этого я стал уже безбоязненно ездить в другие районы Московской области, а потом география моих передвижений расширилась, можно сказать, на всю Россию.

 

В заключение могу дать незрячим несколько советов для самостоятельного передвижения. Прежде всего главное – желание! Без него не будет и всего остального. В частности, без желания трудно будет доказать окружающим, что у вас всё получится. Часто используемые маршруты нужно предварительно пройти со зрячими, чтобы накрепко их запомнить. Со временем количество маршрутов будет увеличиваться, и с опытом время на их запоминание будет сокращаться. Мне, кстати, часто приходится запоминать маршруты, идя с окружающими прохожими. Наконец, еще один совет. Есть разные мнения о том, соглашаться ли на помощь окружающих. Я считаю, что нет ничего стыдного и неправильного в том, что вам помогают другие люди: кому-то приятно делать добро, кому-то в принципе интересно взаимодействие с незрячими. Главное, чтобы окружающим было удобно помочь. Но если вам эта помощь не нужна, то от неё надо отказываться вежливо и деликатно. Ведь человек, предложивший помощь, может неоднократно встретить на своём пути и других незрячих, а после жёсткого отказа от одного он может больше никому и не помочь.

 

Всем спасибо за внимание!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *