Гриша Конзалаев | Что же там, за поворотом: опыт ориентировки вслепую
Всем здравствуйте! Сегодня хочется поговорить про ориентировку в пространстве, вспомогательные средства, облегчающие эту самую ориентировку, а также о новых технологиях в этой области.
Я родился незрячим – так говорили врачи, но на самом деле небольшой остаток зрения у меня все же был. Видел я бордюры, дорогу, силуэты зданий и людей. Катался на роликах и на велике. После пятнадцати лет зрение совсем потухло. Где-то в 20-21 год я стал активно изучать ориентировку в пространстве – по большей части самостоятельно, но маршруты прорабатывал вместе с мамой. Параллельно я начал интересоваться навигационными приложениями на операционной системе Android и активно их изучать.
Когда я учился ориентироваться, мне очень нравилось, помимо основного маршрута, исследовать также разные ответвления от него, параллельные дорожки и т.д. Например, если идти от моего дома до работы, около поликлиники от основной дороги нужно свернуть направо, но не на первом повороте, а на втором. Я чувствовал первый поворот, проходил его мимо, а на втором уже сворачивал на нужную мне тропинку. Но я никогда не ограничивался только основным маршрутом. Мне всегда было интересно, что же там, за первым поворотом, который нужно пропустить?
Приведу более сложный пример. Вот как выглядит маршрут от моего дома до автобусной остановки.
1. Выйти из подъезда и перейти небольшой переезд (спуститься с бордюра, пройти метров 10 и подняться на другой бордюр).
2. Повернуть на 90 градусов.
3. Идти до закругления бордюра, которое плавно поворачивает влево.
4. Пройти это закругление до конца и повернуть направо.
5. После поворота направо надо быть внимательным и идти строго прямо, не отклоняясь, чтобы, перейдя дорогу, попасть на следующий бордюр с закруглением. При этом нужно помнить, что ширина проезжей части, которую я перехожу, равна примерно десяти моим шагам.
И вот тут очень пригождается мое знание ответвлений от маршрута. Если я отклонюсь вправо или влево, я пройду мимо этого закруглённого бордюра и буду идти просто по проезжей части. Но в какую бы сторону я ни отклонился, везде есть свои ориентиры. Если ушел ближе к левой стороне дороги, можно набрести на закрытый канализационный люк. А ближе к правой стороне дороги растут высокие и разлапистые кусты. Зная эти ориентиры на участках, не имеющих отношения к основной ветке маршрута, я могу определить, в какую сторону отклонился, и скорректировать маршрут соответствующим образом.
Честно говоря, я немножко, наверное, поднадоел маме своими расспросами:
– А что за тем домом? А если повернуть туда, куда этот поворот меня приведёт?
– Учи основной маршрут и не распыляйся! – говорила она, так как думала, что, если я буду изучать основной маршрут вместе с ответвлениями, я ничего не смогу запомнить. К счастью, мне удалось ее переубедить.
Вот так, изучая всё, что можно, я формировал в своей голове подробную карту микрорайона. Дошло до того, что, если мне показать направление и сказать, что здесь, например, школа, я после пары уточняющих вопросов смогу правильно определить расположение других близлежащих объектов, просто указывая на них рукой.
– Там магазин «Зелёный клён»! – взмах руки в нужном направлении.
– Там овраг! – и снова взмах руки в верном направлении.
Хотя процентов на десять я, конечно, ошибаюсь.
Сейчас я более или менее могу сочетать на практике как традиционную ориентировку (только с тростью), так и ориентировку с помощью навигаторов. Многие думают, что навигатор доведёт до цели, прямо как зрячий человек, но это всего лишь вспомогательное средство, и неточности в нём не редкость. Правда, сейчас вышли неплохие телефоны с двухдиапазонным GPS на борту, в котором, по заверению производителя, в разы повышена точность. Вот его мне хотелось бы протестировать, но пока такой возможности у меня нет.
Для того чтобы полноценно пользоваться навигатором, нужно уметь хорошо ориентироваться и без него. Да-да, вы не ослышались! Это важно! Ведь когда у человека есть пространственное мышление и опыт в ориентировке, ему не страшны неточности в навигаторе. Навигатор ведёт на стену дома? Неважно! Нужно обойти дом и постараться выдержать примерное направление в соответствие с указаниями электронного устройства. Был один случай, когда я ради интереса шёл к незнакомому мне ранее магазину, и навигатор привёл меня не ко входу, а к задней части здания. Но ничего страшного, я довольно быстро сориентировался, обошёл здание по периметру и нашёл вход.
Также я бы не советовал ограничиваться только одним приложением для навигации. У каждого из них могут быть свои особенности, свои плюсы и минусы. Лично я использую разные приложения для решения различных задач: Osmand Access – для пешеходной навигации, Dotwalker или Lazarillo – для поездок в транспорте, чтобы в реальном времени отслеживать остановки и другие объекты, мимо которых я проезжаю. С помощью Яндекс.Транспорта я определяю, когда мой автобус приедет на остановку. Сейчас на автобусах и троллейбусах стали устанавливать GPS-маячки, благодаря которым можно отслеживать движение автобуса в реальном времени с учётом пробок, опозданий и т.д.
Но, ожидая автобус на остановке, нужно понимать, что их может прибыть сразу несколько одновременно, поэтому стоит всё равно уточнить у людей, в правильный ли автобус вы садитесь. И вообще, никогда не нужно стесняться просить помощи у прохожих. Рекомендация банальная, очевидная, но, как мне кажется, совсем не лишняя.
Несмотря на то, что навигатор – штука хорошая и может провести даже по незнакомому маршруту, повторюсь, неточностей в нём пока хватает. Поэтому нужно не лениться и все же запоминать маршруты к местам, которые вы часто посещаете.
Всем удачных путешествий без происшествий!