Екатерина Седова сидит у окна, сложив руки на подоконнике, и задумчиво смотрит вдаль

Екатерина Седова | Чему меня научили незрячие

Всем привет! Меня зовут Екатерина, и я работаю в библиотеке для слепых. Когда мне предложили написать свою историю для этого проекта, мне сказали, что мой опыт интересен, так как в теме незрячих я оказалась фактически с улицы. Но я задумалась, что я не только в библиотеку для слепых пришла с улицы, но и вообще в библиотеку случайно попала. Но это отдельная история. Я оказалась на конференции в Маяковку (библиотека им. В.В. Маяковского в Петербурге [прим. ред.]) и услышала доклад Виктории Михельсон о том, как в библиотеке (я даже название прослушала) создают книги для незрячих. Первая и последующие мысли были: «Я хочу там работать». Мысли материальны, вот так я и стала сотрудницей Библиотеки для слепых и слабовидящих в Санкт-Петербурге.

 

Я ранее в жизни не сталкивалась с незрячими и старалась слушать, что говорят коллеги о наших читателях. Я хотела понять, с какими людьми мне предстоит работать и как мне с ними себя вести. К тому моменту, когда я познакомилась с первыми незрячими читателями, я не особо преуспела в приобретении умений и навыков взаимодействия, даже книги по тифлопедагогике не помогли. Поэтому действовала по наитию.

 

Честно скажу, сначала было очень страшно. Я боялась неловко повести себя, как-то не так помочь пройти по нашим коридорам, обидеть неправильно подобранными словами. Я постоянно использую слово «смотри», поэтому в разговоре с незрячими я часто замолкала на полуслове, пытаясь заменить «смотри» на что-то другое. Думаю, было очень смешно, но меня терпели. Сейчас в библиотеке работает тифлопедагог, и с каждым вновь поступившим на работу проводится лекция-беседа, чтобы человек чувствовал себя увереннее и понимал нормы и правила поведения в той или иной ситуации. Я разговаривала с людьми, которые принимали участие в этой беседе; все они говорят, что стали чувствовать себя комфортнее в общении с читателями.

 

Мне очень повезло: к нам в отдел приходят крайне интересные, деятельные, много знающие и думающие люди, которые постоянно открывают для меня что-то новое. Таким новым стали для меня выходы в музеи с группой незрячих. Первый раз после такого «похода» я пришла домой выжатая, как лимон, потому что начала нервничать ещё до встречи: как мы пойдём, как разделить шесть человек на двух сопровождающих, какой маршрут выбрать, где лучше перейти дорогу? Но если честно, когда я водила дочку с друзьями в парк, на Ночь музеев и на подводную лодку, мои ощущения и усталость были такими же.

 

К третьему или четвёртому «выходу в свет» всё нормализовалось, и в Музее связи я даже получила удовольствие от самой экскурсии. Я поняла и приняла, что со мной взрослые, самостоятельные люди, которые не меньше моего стремятся, чтобы всё прошло спокойно и комфортно.

 

Ещё один момент — не всегда просто перевести разговор в конструктивное русло. Очень часто, услышав «Всё плохо, экскурсия ужасная, экскурсовод хорош только для детей» или «программа экранного доступа на вашем компьютере — отстой», ты злишься. Но потом выдыхаешь и пытаешься перевести разговор в конструктивную плоскость. Так появились содержательные отзывы на экскурсии (и экскурсии действительно улучшились), было поставлено другое ПО, была адаптирована для незрячих популярная электронно-библиотечная система. Но дело не в наличии или отсутствии зрения, а в желании слушать и слышать друг друга. Для меня самое страшное — когда читатель не хочет учиться, искать, думать, а требует готового решения. Выручает чувство юмора и йоговское дыхание.

 

Пожалуй, самое главное — это что за время плотного общения я смогла освободиться от стереотипов: «Он незрячий, я обязана помочь» или «Я зрячая, я за всё отвечаю». Да, я по-прежнему вздрагиваю, а иногда и вскрикиваю, когда вижу, как один читатель несётся по лестнице, а другой упорно пытается войти в стену, но это уже больше рефлекс. Конечно, у меня есть преимущество — я не педагог и не родитель, я общаюсь со взрослыми, состоявшимися людьми, но и мне преодолеть комплекс курицы-наседки было нелегко. Спасибо ребятам, что постепенно корректировали мое поведение. Кстати, это помогает и в общении с дочкой: я постоянно себе напоминаю, что она взрослый человек и что мне не всегда нужно вмешиваться в происходящее.

 

Пару лет назад была курьёзная ситуация: меня спросили о взглядах на жизнь и политических пристрастиях незрячей читательницы. Когда я честно сказала, что мы не настолько близко знакомы, в ответ раздалось: «Как, но вы же здесь работаете, а она незрячая!» Боюсь, я так и не смогла донести до человека, что я не выбираю друзей и собеседников по степени зрения, но как раз тогда я чётко сформулировала это для себя. И не только сформулировала, но и простила себе, что не ко всем читателям одинаково отношусь. Это очень важно для душевного равновесия: осознать, что ты не святая, и принять это. Думаю, и «просто читатели» и «читатели-друзья» от этого только выиграли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *