На фоне заката в горах человек с рюкзаком, подняв руки, радуется восхождению на вершину

Виктор Александрович Глебов | Маршрутами мечты

Мы продолжаем публиковать тексты типичных незрячих, которые жили до нас. Это хорошая возможность сравнить их опыт, а также те проблемы, с которыми они сталкивались, с нашими реалиями. Сегодня вам предлагается статья В. А. Глебова ученика Василия Яковлевича Ерошенко, текст которого мы размещали в прошлом месяце. Виктор Александрович (19301988)  журналист, редактор, внес огромный вклад в дело просвещения незрячих в СССР, долгое время возглавлял журналы «Жизнь слепых» и «Советский школьник». Текст, который вы можете прочесть ниже, обращен к юным читателям журнала «Советский школьник», но он звучит актуальным и сегодня. Многие незрячие, молодые и не очень, оказываются в той же ситуации, как и девочка, написавшая письмо в редакцию, когда твои мечты пытаются обесценить, только начинающие формироваться крылья пытаются обрезать. Только у девочки хватило смелости написать об этом в журнал, а многим из нас тяжело говорить об этом.

Маршрутами мечты


В редакцию пришло письмо от Лиды Л. – школьницы из Свердловска. В нем девушка рассказывала о том, что заканчивает школу и серьезно думает над выбором своей будущей профессии. «Я очень люблю театр, люблю играть в спектаклях, — писала она. – Руководитель драмкружка говорит, что у меня есть артистические способности и даже, может быть, талант. Но я – незрячая, пути на сцену мне заказаны. Как быть? Посоветуйте. Отказаться от своей мечты? Или…» 

И захотелось не в письме, на мертвой, немой бумаге, а сильным, уверенным голосом сквозь многоверстные расстояния крикнуть ей: «Именно «или», Лида! Не отказывайся от мечты, а иди к ней, через трудности, через преграды, может быть, долго и тяжело, но иди». На память пришли примеры, живые и яркие, которые лучше всяких слов и увещеваний убеждают в возможности, казалось бы, невозможного, в осуществлении, на первый взгляд, неосуществимого.

А.И. Лопырин мечтал стать биологом. Но планы спутала война. Студент-второкурсник ушел на фронт. В одном из боев он был ранен и полностью потерял зрение. Но, вернувшись из госпиталя домой, с мечтой своей не расстался, доказал, что и без зрения может овладеть всеми премудростями биологии. И стал крупным ученым, доктором наук, лауреатом государственной премии, героем социалистического труда. Вывел новую породу овец.
В.В. Тихомиров собирался посвятить свою жизнь геологии. Так же трудно, как и у Лопырина, сложилась его судьба. И так же с честью выстоял он против всех невзгод, вставших на пути. А сейчас он – всемирно известный ученый, заведующий кафедрой истории геологии земли, вице-президент международного комитета геологов.
Горьковчанин В.И. Милов увлекался радиотехникой. Думал после школы поступить в радиотехнический институт. Слышал, что незрячих туда не принимают. Однако знаниями своими в области радио и электроники, большой уверенностью своей сумел покорить строгих преподавателей, сумел пробить дорогу на радиотехнический факультет. И сейчас успешно трудится на одном из научно-исследовательских институтов Горького.

В годы войны потеряла зрение артистка К.А. Сергеева. Но сцены не оставила. Многочасовыми тренировками, упорным поиском приемов и способов игры на ощупь, на слух смогла восстановить необходимые исполнителю качества, утраченные вместе со зрением, и долгие годы продолжала радовать зрителей своим мастерством.
А недавно в Перми я познакомился еще с одним необычным героем сегодняшнего дня – заслуженным учителем РСФСР А.И. Шаньгиным. Полностью лишенный зрения, он обучает школьников… туризму. Областная станция юных туристов, где он руководит кружком, известна не только в Пермской области, но и далеко за ее пределами. А умелый, плодотворный поиск красных следопытов – питомцев Шаньгина – отмечен не одной почетной грамотой и не одним высоким дипломом.

Вот краткая запись нашей беседы.
– Как давно Вы начали заниматься с юными туристами?
– Более двадцати пяти лет назад. Тогда я после окончания Пермского пединститута был направлен преподавателем истории в гремяченскую сельскую школу. А кому же, как не историку, прививать ребятам любовь к родному краю, к природе, к увлекательным путешествиям, к поиску исторических реликвий. Конечно, на первых порах были сомнения: сумею ли без зрения справиться с таким непростым делом. Ведь ребята – народ беспокойный, нетерпеливый, от них можно всего ожидать: и созорничать могут, и ненароком в беду попасть. Но после первого же похода понял: справлюсь.
– Чем смогли Вы прежде всего заинтересовать, увлечь ребят?
– Наверное, в основном, тем, что в каждом походе мы ставим пред собой определенную конкретную цель. Например, побывали на месте боев дивизии замечательного полководца гражданской войны В.К. Блюхера, собрали у старожилов рассказы об этих боях, поискали для школьного музея боевые реликвии тех дней: фотографии, документы, личные вещи бойцов и командиров. В другой раз отправились на место исторического сражения донского атамана Ермака Тимофеевича с казанским ханом. В этом походе нам здорово повезло: на поле боя нашли казацкую саблю. Такими саблями были вооружены воины Ермака. С годами у меня накапливается опыт. Да и юные туристы становятся выносливее, неутомимее. В отряде укрепились свои традиции, свой строго установленный порядок. Область стала нам тесновата. Мы выбрались за ее пределы и начали совершать походы по стране – по местам, связанным с революционными событиями, по полям исторических битв Великой отечественной войны. Вскоре у нас в школе стараниями юных туристов, красных следопытов и краеведов был создан музей революционной, боевой и трудовой славы советского народа. А многие участники походов стали в нем добровольными экскурсоводами.
– Что Вы считаете главным в обеспечении полного порядка в походе?
– Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Новичков я сразу же приучаю держаться по-военному: без пререканий выполнять приказ командира группы или отряда, четко отдавать рапорт, стоя по стойке «смирно», придерживаться инструкций, разработанных руководителем похода. Нарушители дисциплины несут наказание, как и в воинской части, — наряды вне очереди. И эти меры оказываются достаточно действенными. Я провел с ребятами более 470 походов и горжусь тем, что ни на одном из них не было ЧП. Ну, и вторым, непременным условием, позволяющим активизировать ребят, является наличие ощутимых плодов их деятельности. Мы создаем школьные музеи, передаем некоторые экспонаты в краеведческий музей, помогаем историкам и писателям воссоздавать картины прошлого. Все это оказывает на юных туристов благотворное воздействие. Не просто прогулка, а целевой поход, не только увлекательное путешествие, а изучение боевого пути прославленного воинского соединения.
– Что лично Вам дает увлечение туризмом?
– Я этим живу и дышу. В этом вижу смысл своей жизни. Побывать на местах исторических событий, встретиться с очевидцами и участниками этих событий, а потом увиденное и услышанное сделать достоянием многих людей – разве это не замечательно?

Думается, короткая эта беседа может послужить убедительным ответом на письмо Лиды Л. – школьницы из Свердловска. Многого можно добиться, если очень хотеть, если очень стремиться к своей мечте.

Напечатано в 12 номере журнала «Советский школьник» за 1977 год.
Публикуется с разрешения правообладателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *