Екатерина Панкова с детьми возле дома на фоне сада и зелёной травы

Екатерина Панкова | Трудности счастью не помеха

Меня зовут Екатерина. Мне 34 года. Я мама двух замечательных девочек. И сегодня я постараюсь рассказать о своем опыте материнства.

 

Старшую дочку я воспитывала сама до года и трех месяцев, затем вышла замуж и спустя два с половиной года родила вторую. В этой статье речь пойдет преимущественно о раннем детстве первого ребенка, потому как, на мой взгляд, этот опыт наиболее ценен и, возможно, кому-то пригодится.

 

Детей я хотела всегда, наверное, с самого раннего детства, но сначала был институт, да и собственного жилья долгое время не было, а всерьез планировать детей, не имея при этом крыши над головой, мне казалось чем-то выходящим из ряда вон…

 

Так сложились обстоятельства моей жизни, что из большого города, где я училась и работала, мне пришлось переехать в очень маленький городок, где не было (да и сейчас нет) работы, мало знакомых и практически совсем нет друзей. Долгое время я не могла привыкнуть к тому, что мне больше не нужно утром спешить на работу, вечерами не надо выполнять институтские задания и вообще времени свободного куда больше, чем когда бы то ни было в моей жизни. Я занималась рукоделием, читала книги, пыталась искать работу, навещала школьных друзей по мере возможности.

 

Именно в это время у меня появилась первая доченька. К ее рождению я тщательно готовилась: читала много литературы о воспитании детей до года и уходе за ними, покупала вещи, лекарства, постельку для малышки и игрушки. Большое количество вещей мне привезла школьная подруга, в том числе и прогулочную лежачую коляску. Единственное, тогда не существовало никаких WhatsApp-чатов для незрячих родителей. Были почтовые рассылки, но я писала туда крайне редко.

 

Роддом

 

Казалось бы, я все продумала, все предусмотрела. Я не учла только одного. Я не полагала, что мне могут сделать кесарево сечение. Ничто не предвещало, но это случилось. Еще в больнице меня вдруг накрыло. В голове без конца крутились мысли: «Как же я буду? Я теперь не смогу поднять коляску наверх, потому что, если, не дай Боже, у меня разойдутся швы, с кем же останется моя девочка?»

 

Ближе к обеду меня прооперировали, а вечером принесли ребенка, чтобы я могла посмотреть на него и покормить. Дочурка от еды отказалась. Она вообще очень крепко спала. Я поняла, конечно, что она живая, тепленькая и мирно сопит носиком, но отказ от еды меня испугал.

 

В роддоме было заведено, что в 6 утра всем родившим накануне привозили их детей. Я слышала на следующее утро , что по коридору ездили каталочки с малышатами, слышала радостные голоса счастливых мам, а моего ребеночка все не было. В 7 утра я в каком-то истерическом ужасе поползла по отделению выяснять, в чем дело, требовать, чтобы мне отдали моего ребенка, спрашивать, что с ним. Мне сказали, что придет доктор и решит, приносить ли мне малышку. Меня это удивило. Врач спросила:

— А вам тоже его принести?

 

Я сказала:

 

— Да.

 

— А как вы будете? Вы же не видите.
— Не знаю, как я буду, но принесите, потому что я дома вообще одна буду.
— Да?! — сказала она и ушла.

 

Мне принесли моего ребенка. Малышка была в полном порядке. Доктор ко мне приставила медсестру и велела ей проверять меня. Медсестра приходила ко мне каждые полчаса, а потом каждый час. Затем она стала приходить все реже и реже. Они научили меня пеленать. Я все пощупала, посмотрела. Это не очень сложно, смущает только детский крик во время этого процесса. Ребенок плачет, начинаешь ускоряться, а от этого ничего хорошего не выходит – нужно переделывать снова и снова. Медсестра убедила меня не обращать внимания на крик и спокойно заворачивать малышку…

А уже в последующие разы я пробовала сама. Медсестра приходила, все контролировала, но уже не помогала. У нас были зрячие мамочки, которые не могли запеленать. И их это все злило. Они требовали у родственников принести из дома ползунки с распашонками. Мне это все претило. Наверное, потому что мама – медик. Она была достаточно категоричным человеком и придерживалась той позиции, что ребенку в животе тесно и для наивысшего комфорта после рождения его пеленают и постепенно приучают к свободному движению. Дело в том, что первое время ручки и ножки непроизвольно сокращаются, ребеночек пугается, постоянно просыпается, и ничего хорошего из этого не выходит. Я не знаю, так ли оно на самом деле. Я не медик. Но в больнице наблюдала, что не запеленатые детки чуть более беспокойные.

 

Отношение медработников было разным, но я бы не сказала, что все было плохо. Никто не спрашивал: «А куда вам?», «А зачем вам?» Наверное, большую роль сыграл возраст. Мне было 26 лет, когда я задумалась о рождении ребенка. К тому же моя мама 40 лет проработала в детском отделении местной больницы, и ее многие знали. Соответственно, знали, что ее дочь незрячая. Вообще я считаю, что медработники – одни из тех, кто наиболее адекватно относится к людям с инвалидностью. По крайней мере, у меня так было на протяжении всей жизни.

 

Врачей больше беспокоило, на что я буду кормить ребенка. Я им объяснила, что моей пенсии на это вполне хватит. И мне действительно хватало. Даже получалось откладывать. Тем более что, как я уже писала, многие детские вещи мне отдала подруга.

 

Порой спрашивали, как я буду справляться с ребенком. Может, кого-то такие вопросы разозлят, но я отношусь к этому спокойно. Меня больше раздражает, когда задают бестактные вопросы. А если человек ведет себя корректно, можно ответить что-то вроде: «У моих знакомых есть дети. Они справляются. Я тоже попробую».

 

В начале жизни моей первеницы у нас были проблемы с грудным вскармливанием. Малышка только на третьи сутки согласилась кушать то, что предлагает мама. Это, на мой взгляд, не связанная с отсутствием зрения проблема, скорее совокупность физиологических факторов моего и дочкиного организмов. Конечно, в первые часы кормления был страх закрыть ребенку носик, но мы обе учились, и у нас все получилось. А те трое суток, пока мы учились кушать, я вспоминаю, как какой-то кошмар… Медики смеси не давали, за что им большущее спасибо, ребенок кричал от голода, а я переживала и предпринимала все новые и новые попытки накормить, и в один прекрасный момент мне это удалось!

 

В первый же день врач показала, как чистить ушки, носик и умывать. Мы это делали «Фурацилином». Им же промывали глазки и ушки. Позже дома я тоже делала это «Фурацилином», но потом подруга сказала мне, что ребенок от этого пачкается, и я стала умывать простой водичкой.

 

За 7 дней мы с ребенком обжились в больнице. Я могла умыть, перепеленать, поменять подгузник, накормить. Я не боялась, что не справлюсь дома одна с ребенком. В принципе, я уже все умела. Мне было страшно только оттого, что дома круг дел вырастет. В больнице готовили и выдавали чистые пеленки, а теперь надо еще и на себя готовить и стирать. Наверное, этот вопрос встает перед всеми родителями после выписки из роддома.

 

Первые пару месяцев – самые сложные: нужно, чтобы установился режим прогулок, сна и кормления. Когда у меня появилась вторая дочь, я пережила этот период более спокойно, уже знала, что вскоре привыкну к новому режиму и дела войдут в руки. Первый же раз было довольно тяжело – я едва справлялась с домашними делами.

 

Меня повергала в шок бесконечная стирка белья. К тому же я поняла, что не знаю, как выйду за покупками. До роддома я прикидывала это так: ребенок весит 4 кг. Возьму его на руки и зайду в магазин. Но после операции я не могла рисковать. Поэтому за тем, чтобы принести продукты, я обращалась к подруге. К ней же я обращалась, чтобы искупать малышку в кипяченой воде. Первое время детей можно купать только так. А однажды подруга не смогла прийти. Я решила попробовать искупать дочку сама, и у меня получилось.

 

Купание

 

Первое время я наливала ванночку так, чтобы личико малышки, лежащей внутри, было над водой, и придерживала головку, чтобы она не съехала набок. Благо это было лето, было очень жарко. Проблема заключалась в том, что с намыленной руки малышка могла съехать. Первое время детей вообще купают в травах, но все равно я боялась. Потом у меня появилась горка для купания. Это очень удобное приспособление. Оно представляет собой пластиковое откинутое креслице. Ручки младенца укладываются за подлокотники, которые ему сначала доходят до подмышек, а снизу находится ограничитель под попку, который не дает малышу съехать. На горке можно осторожно переносить малыша из ванночки с пеной в большую ванную и поливать из душика, чтобы смыть мыло.

 

Температура воды

 

Один раз мне подруга замерила температуру воды обычным водным термометром, который я купила в аптеке. Второй раз я налила воду самостоятельно и попросила ее проверить температуру. Она была приблизительно такая же, какая должна быть. Я уже не помню, в какой температуре воды купают детей. Мои дети уже подросли. Во время приготовления к купанию дочки я все проверяла, как учили, на локоть. Если не горячо локтю, все нормально. Со вторым ребенком было то же самое.

 

Вообще, мне кажется, температура воды принципиальна только в первый месяц, потому что кожица очень нежная. Купать в кипятке или в ледяной воде, конечно, нельзя, но небольшой перепад температуры не вызывает у ребенка дискомфорта. Я это выяснила опытным путем. Например, воду в таз мы наливаем нужной температуры, а из душа поливаем просто теплой водичкой. Стараемся, конечно, чтобы она была, как в ванночке, но в ней уже к тому времени вода остывает, пока мы купаем ребенка.

 

После купания мы чистили ушки и делали массажик. Его мне показала наш участковый педиатр. Он совсем несложный и никакого зрительного контроля не требует. Ушки чистила палочками с ограничителями. Кончик у них круглый, а дальше они расширяются. Глубоко этими палочками почистить не получится, но глубоко и не надо. Уши я чистила не как рекомендовали в роддоме – раз в неделю, а раз в две, а позже уже и раз в месяц, потому что понимала, что палочка чистая.

 

Прогулки

 

С прогулками были некоторые сложности, но опять же не в плане зрения, а в плане того, что было кесарево, а я живу на 3 этаже. У меня была достаточно тяжелая коляска. Сначала мы гуляли на балконе. Педиатр рекомендовала нам гулять по десять минут, затем увеличивать время прогулок на пять минут, пока не доведем до 2 — 3 часов. Но балкон маленький. Там нет солнца, нет какого-то движения. Я не воспринимала это как полноценную прогулку. Со временем стали выходить на улицу. Я попросила соседа спустить коляску на 1 этаж. Какое-то время она там стояла, пока соседи не стали возмущаться. Мы начали подниматься этажом выше.

 

Прошло достаточно много времени, где-то 2 — 3 недели после роддома. Мои шовчики прекрасно заживали, и я решила рискнуть затащить коляску к себе на этаж. Тем более ребенок был маленький, легкий, а свой подъезд я знаю хорошо. Я это делала со всеми мерами предосторожности. Перед заносом коляски я поднимала полностью защитный капюшон коляски, застегивала верхнюю часть, которая укрывает малыша. Я это делала из соображений безопасности, полагая, что в случае моего падения или наклонения коляски при заносе ребенок бы не выехал и не выпал.

 

Мы стали выходить на полноценные прогулки. В своем городе я неплохо ориентируюсь. Мы гуляли недалеко от дома. Сначала коляска была позади, а я с тростью – впереди, а потом, походив так несколько дней, я решила, что коляска вполне может выполнять функцию трости. Позади себя ее везти не очень удобно, поскольку она то одним, то другим боком скатывается с тротуара. А бывает, что нужно подвинуться, если идут навстречу люди.

 

Ну конечно, я никуда не спешила. Я ходила медленно-медленно. У нас везде тротуар. Есть несколько дорог, но наш город очень маленький. Они не оживленные. Можно совершенно спокойно переходить. Иногда бывало, что вместо тротуара я заезжала на газон, но съезжала оттуда, корректировала направление движения и шла дальше. Это все было очень медленным шагом. Конечно, так далеко не уйдешь. В больших городах это точно не реализовать. А если гулять на территории двора или недалеко от дома, это вполне возможно. Но, например, когда мы ходили в больницу или в магазин, коляска была сзади, поскольку это были менее знакомые маршруты. Когда дочка подросла, мы этот круг проходили за 15 минут с учетом ее коротких ножек. А с коляской я этот круг могла и за час пройти. Могла остановиться, присесть на лавочку.

 

У нас коляска переводилось в такое положение, когда ребенок лежит ножками к маме – головкой вперед по ходу движения. При перемещении в таком положении центр тяжести при съездах с бордюров и тротуаров очень ощущается перед собой. Когда ребеночек подрастает и находится в коляске в сидячем положении, т.е. головкой к маме, а ножками вперед по ходу движения, центр тяжести смещается ближе к себе, и нужно быть внимательнее при спусках и подъемах. Когда ребенок подрастает, становится веселее гулять. Он не спит, ему интересно все, что происходит вокруг.

 

Когда дочка научилась ходить, мы стали гулять пешком. Я брала с собой трость. Где можно было, мы ходили прямо за руку. Где-то я держала ее на руках. Однажды мы так пошли в магазин за летней коляской. На руках туда дошли, а обратно уже ехали в новой колясочке. Это тоже, разумеется, не спеша.

 

Мы нечасто ходили в парки, в основном гуляли по одному и тому же маршруту. Я брала с собой игрушки, бумажки, восковые мелки. Присаживались на лавочках, собирали цветочки. Дочка уже начала сносно говорить (понятно для мамы). Когда она стала постарше, ее начали интересовать детские площадки. Туда мы тоже ходили, но, как правило, я в песочницу надолго не пускала. Она могла с кем-то поиграть, а я стояла рядом, помогала ей что-то лепить. Ребенок в таком маленьком возрасте преимущественно идет на контакт с мамой. Его не интересуют дети, которые находятся рядом. Они и в детском саду-то не сразу начинают между собой играть. Это уже в средней группе. В основном они индивидуально играют.

 

Были, конечно, казусы, когда другие родители мне сообщали : «У вас ребенок ест песок». В моем понимании «ест песок» — это берет совком песок и кладет в рот. Такого не было. Просто ребенок сунул грязный совок в рот. Хорошего мало, но, честно сказать, у зрячих такое тоже бывает, они тоже недоглядывают. Я не знаю, кто в детстве не отведал этого самого песка. Понятно, что это жутко звучит, но такое бывает. Даже я абсолютно точно помню, как в детстве слепила из песка конфету и откусила кусочек. Глотать я его не собиралась. Я уже была в достаточно сознательном возрасте. Явно это было после 3 лет. Я это сделала из детского любопытства.

 

В плане прогулок с более старшими детьми у меня опыта нет. Во-первых, когда дочке исполнилось 1,3 года, у меня появился муж с хорошим остатком зрения. А во-вторых, дети пошли в садик и гуляли они там же. А вечером практически уже некогда было выходить куда-то. Иногда мы гуляли на выходных. А сейчас у нас появился частный дом, и мы очень редко бываем на детских площадках. Сейчас дочки уже достаточно большие. Одной 7, другой 3 с лишним.

 

Кормление

 

Изначально я поставила перед собой цель, чтобы моя малышка была на натуральном вскармливании. На хорошие смеси денег попросту не было. Я знала, что в детских поликлиниках выдают смесь, которая подходит не всем малышам, и от нее могут быть проблемы с пищеварительной системой крохи.

 

Вообще, грудное вскармливание – это очень удобно. Ночью просыпаешься, никуда бежать не надо, не нужно никаких подогревателей. На момент рождения первой дочки у меня была узкая кровать. Я не брала ее какое-то время к себе на ночь, потому что боялась причинить ей вред. Сначала я кормила ее сидя. Но однажды я очнулась от того, что почувствовала, как засыпаю, и у меня разгибаются руки. Я была в ужасе. После этого я поняла, что так шансов уронить ребенка больше, чем задушить его в кровати рядом с собой. Я стала брать малышку к себе в кровать. Единственное, спала очень чутко. Вообще, пока я жила одна с ребенком, у меня был очень чуткий сон.

 

Я волновалась от силы первые 2 месяца. Со вторым ребенком страшно перестает быть уже к концу первого месяца. Я спокойно засыпала с дочерью, не боясь ее удушить. Я не говорю, что к этому нужно относиться с пофигизмом. Все хорошо в меру. Если сон чуткий, если мама точно знает, что во сне не положит на ребенка руку, не укроет ему голову одеялом, почему бы и не положить его с собой? Но если мать понимает, что во сне себя не контролирует, то все-таки лучше ставить будильник, чтобы просыпаться и возвращать кроху в его кроватку.

 

Как не перекормить

 

Во-первых, при натуральном вскармливании это чувствуется по личным ощущениям. Сколько молока было, сколько осталось. Во-вторых, примерно понимаешь, сколько ребенок съедает во время кормления . Он не может переесть. Он просто не будет есть. Он наедается и засыпает. Природа постаралась. Здесь не нужно заморачиваться с весами.

 

Как-то так сложилось, что у нас был очень минимальный набор разных приспособлений для кормления грудничка. Даже бутылочек за все время было всего две штучки. И то одна была мной куплена для роддома по списку на сайте учреждения. Ее мы использовали для питья, но ребенок очень плохо пил воду. Кроме молока ничего употреблять не хотел. Я особо не переживала по этому поводу. Единственное, иногда предлагала после купания. После купания всегда хочется пить. И после прогулок, когда жарко, можно чуть-чуть дать попить. Некоторые поят малышей из шприца, когда те отказываются пить. Но мне этот способ казался небезопасным. Из шприца жидкость поступает под давлением, и мне было страшно, что малышка может захлебнуться. Врач рекомендовала обязательно пить с ложечки. Мы так не делали. Я считала, что молочка вполне хватит. Раз не пьет, значит, жидкости хватает. Когда не хватает воды, это сразу заметно. Мне мама говорила, что кожа ребенка становится очень стянутой. Моя совсем была не похожа на обезвоженную, поэтому я особо не переживала.

 

Вторая бутылка у нас появилась, когда  через три месяца потребовалось вводить прикорм. С этим я не справилась, потому что прикорм она вообще есть не хотела. Прикармливать я начала с 6 месяцев, как теперь рекомендуют врачи. Хотя мнение специалистов периодически меняется. Раньше они рекомендовали прикармливать с 3 месяцев, сейчас – с 6. Когда работала моя мама, детей кормить начинали после того, как появится первый зуб. Я не расстраивалась. Ребенок нормально весил. Я знала, что всему свое время и мы все успеем. Сначала мы пробовали всякие соки, потом пюрешки, творожки и каши.

 

Сок я выжимала ей, как правило, сама через марлю в блюдечко и поила с ложечки. Малютку я чуть-чуть присаживала на диван, находила щечку и щекотала ее, и ротик открывался. В принципе, малыши достаточно улыбчивы. У меня не было с этим проблем. Позднее, когда жидкости стало требоваться большее количество, я выжимала сок из фруктов при помощи соковыжималки, собирала шприцом и сливала в бутылочку. Бутылочкой дочка научилась пользоваться где-то к 9 месяцам.

 

Фруктовые и овощные пюрешки, творожки и кашки я тоже готовила сама при помощи блендера. Кое-что из детского питания все же приходилось покупать: например, не всякое мясо можно было в сыром виде приобрести в местных супермаркетах. И у меня появились баночки из-под детского питания, которые я использовала, чтобы замерять порцию приготовленного пюре или кашки.

 

Деткам не всегда нравятся предлагаемые кушанья. Моя старшая вообще первое время не желала ничего кушать. Но если набраться терпения и не жалеть времени и сил, то малютка постепенно привыкнет к новой пище. Не стоит заставлять детей кушать. Как-то нужно найти способ или рассмешить, или уговорить. Можно сделать так: «Амммм». Ребенок это непроизвольно скопирует, и ротик откроется. Конечно, это прокатит для первого, второго раза, но, если ребенку что-то совсем не нравится, дальше уже придется уговаривать, что-то придумывать, развлекать. Можно приобнять. Когда ребенок был постарше и не хотел есть, я подходила, ушком прижимала к груди, другой рукой держала за другое ушко, около подбородочка придерживала и кормила, чтобы при поднесении ложки хитрулька не отвернула головку. Это экстренный, скажем так, метод.

 

Потом постепенно я начала ее учить держать ложку. Затем я стала ее ручкой брать ложку и совать в ротик. Вскоре она научилась пользоваться прибором. К 11 месяцам она уже ела самостоятельно. Тарелки обе дочки практически не швыряли, даже если еда не нравилась. Они просто ковыряли еду ложечкой. Могли разложить еду на столе и рисовать столовым прибором узоры. Но это вполне можно отследить на слух.

 

Что делать, если ребенок заболел

 

Первый ребенок, пока я была одна, практически не болел. Болел много второй. Но тут у меня уже был муж со второй группой по зрению. Было во многом проще, поэтому я даже это в расчет не беру.

 

В первый раз у меня старшая дочь заболела в 9 месяцев. Случилось это на выходные. Кое-что из детских лекарств у меня, конечно, было запасено, но сколько давать, что давать, я не знала. Обратилась за помощью к подруге, которая работает на «скорой». Она мне подсказала давать «Нурофен», жаропонижающее. Там нужно было полшприца. Если поплотнее надавить на сам шприц, чувствуется движение поршня. Прямо в дозах я не измеряла. На мой взгляд, всегда лучше дать чуть меньше, чем больше. Кто-то не согласится. Скажет: «А как же антибиотики? Нужна точная дозировка». Нет, ничего страшного не будет. Вопреки всеобщему мнению, сильно ошибиться незрячий человек не может. Тем более что в 5-граммовом шприце (это я узнала, уже когда жила с мужем) на самом деле 5 с лишним граммов, то есть половина как раз была чуть больше дозы. Так что можно было давать меньше. Кстати, в детских сиропчиках тоже шприцы, как правило, чуть больше по граммажу.

 

С таблетками достаточно легко. Их разделил, размял. Я обычно не добавляла ни в воду, ни в еду. Если знала, что таблетка горькая, я давала сначала таблетку с ложечки, а потом что-нибудь вкусненькое. То, что ребенок любит.

 

Как понять, что у ребенка жар и он болен

 

Обычно это чувствуется. Вообще, на ребенке более старшего возраста гораздо сложнее это заметить, если он сам не сообщит о недомогании. С ними все равно нет такого частого физического контакта. С маленьким ребенком контакт всегда есть, и руки уже невольно привыкают к той или иной температуре тела. Я даже 37, 2 умудрялась распознать. Бывает, что малыш набегается и маме кажется, что у него поднялась температура. Когда есть подозрение, что ребенок теплее, чем должен быть, нужно померить температуру. Я всегда пользовалась обычным говорящим термометром. Заболевающие малыши становятся капризными, хныкают по самым незначительным поводам, укладываются спать.

 

Когда у старшей дочки были сопельки, я пользовалась грушей и промывала носик фурацилином или морской водой. Когда появилась вторая девочка, я стала пользоваться специальным носовым аспиратором. Об этом, надо сказать, очень удобном приспособлении я узнала из WhatsApp-чата «Мамочки». Этот чат был основан одной замечательной девушкой и имел весьма немалое практическое значение. Оттуда же я узнала о существовании различных кенгуру и слингов, которые очень бы мне помогли, когда мы были вдвоем со старшей дочкой.

 

Опрелости

 

Опрелости были только у старшей. Мы много всего перепробовали, но ничего не помогало. Заметила я это по горячей попке. Она всегда должна быть немножко холоднее тела. Плюс, когда ребенок преет, кожа становится шершавой. Сначала появляется мелкая сыпь. Потом со временем кожа становится более грубой. Хорошо, что было лето и я выкладывала малышку дома на пеленку в переноске от коляски. Она целыми днями так лежала. Только так у нас эта опрелость проходила.

 

Одна из моих хороших интернет-знакомых, администрирующая почтовую рассылку, посвященную детям, посоветовала мне купить «СУДОКРЕМ». Его оказалось непросто найти в аптеках моего города, но, когда я его таки раздобыла, он нам очень помог. Не скажу, что от опрелостей мы избавились, но стало гораздо лучше.

 

Как не наступить на ползающего ребенка

 

До 6 месяцев у старшей дочери не было манежа, а ползать она начала раньше. Первое время я убирала на день все, что можно было убрать из кроватки, и оставляла ее ползать там. Эта кроватка была на колесиках. Когда я делала что-то по дому, я старалась держать ее поближе к себе.

 

Потом мы купили манеж, стало легче. Можно было оставить малышку в комнате одну. Она достаточно долго могла сидеть, особенно с новыми игрушками. Я спокойно могла минут на 40 уйти. Иногда я ее оставляла ползать на полу. Потом она ползала за кошкой. Кошка у нас не быстрая, не царапается. Она, можно сказать, научила девчонку ползать.

 

В принципе, малыши достаточно шустро ползают. К тому же первое время им трудно это делать, поэтому они очень тяжело дышат. Огромное счастье было, когда однажды я что-то делала на кухне и вдруг услышала, как дочка приползает, тяжело дыша и улыбаясь. Они могут тихонечко сидеть где-то на полу, но, увидев маму, они, как правило, становятся очень активными.

 

Сложнее, когда незрячих членов семьи много. Тогда надо кого-нибудь просить, чтобы следили за ребенком. Наступить на ползающего малыша, наверное, возможно, если живут двое, и один выпустил ребенка, а второму не сказал. Из-за бытового шума, производимого другими членами семьи, можно не услышать кроху, особенно если он тихо присел с игрушками. Бывало такое, что дочка засыпала на полу. Но все равно детское дыхание слышно. По-моему, это все в большей степени на инстинктивном уровне.

 

Я не помню, чтобы я сильно прислушивалась и очень боялась не наступить. Я практически всегда приблизительно знала, в какой части кухни или комнаты моя малышка и куда направляется…

 

Почему плачет ребенок

 

Сразу после рождения причин для плача очень немного. Совсем грудные малышата плачут в основном от голода и холода. Позднее причин для плача становится больше – мокрые подгузники или пеленки, желание увидеть маму, побыть на ручках, понаблюдать за погремушкой и т. п. Чем старше малыш, тем больше потребностей у него и, соответственно, больше поводов для слез и криков. Первое время плач одинаковый. Где-то ближе к моменту, когда дети начинают ползать, он становится разным по звучанию в зависимости от ситуации. От голода звучит скорее ноющий плач. От испуга он, как правило, резкий и пронзительный. Если ребенок хочет, чтобы ему что-то дали, он плачет прерывисто. Со временем плач от скуки и от голода становятся одинаковыми по звуку. Первое время ребенок от скуки не плачет. У него нет интереса к окружающей среде. Потом уже появляются дополнительные причины: «хочу наружу из кроватки», «поползать», «хочу игрушку».

 

Бывает, что дети делают вид, что плачут. Это капризы. Слов еще не знаем, поэтому будем ныть. Тут важно разговаривать с детьми, чтобы это нытье не закреплялось. Со старшей у меня все это получилось. В зависимости от ситуации было понятно, чего она хочет. Старшая раньше начала разговаривать, поэтому у нее было больше звуков. Были звуки «ма», «па, ка». «Ка» – кашка, киса, бяка, «ма» – мама, мыться, мокро. «Па» – пушинки, палочки, пюрешки, подушки, погремушки… Эти звуки у старшей появились достаточно рано. А младшая начала разговаривать позже, поэтому словарный запас у нее был меньше.

 

Первое время ребенок не умеет манипулировать взрослым. Дальше все зависит от поведения взрослого. У меня муж вторую кроху немножко набаловал. Первую набаловать у меня не получилось. Нет, были моменты. Все равно они понимают, что к чему. Множество ошибок, на мой взгляд, допускают сами родители. Они приучают детей к рукам или спать в тишине. Я не говорю, что, когда ребенок спит, нужно хлопать в ладоши, но, если вы слушаете музыку, книжку, смотрите телевизор, не следует создавать тишину. Потом будет очень сложно укладывать спать уже подросшего ребенка.

 

Еще чуть-чуть о младенцах

 

Ребенок какое-то время не держит голову. Этого многие боятся. Хорошо держать начинает, наверное, к полутора месяцам. Я уже не помню, какие должны быть сроки. У меня обе уложились чуть раньше нормы. Я это никак не проверяла. Просто это чувствуется. Постепенно при забирании ребенка из кроватки все лучше и лучше ощущается, что он – одно целое с головкой. Вначале ребеночка следует брать горизонтально, головка обязательно придерживается, затем ощущается, что поддержка ей требуется все боле слабая, малыш сам ее начинает сначала придерживать по чуть-чуть, а потом самостоятельно держит.

 

Вывод

Екатерина Панкова с дочками стоят на осенней дороге

 

Может показаться, что я описала слишком много трудностей. Нет, быть мамой не сложно и не страшно. Несмотря на то что у меня было кесарево, несмотря на то, что я была с первым ребенком одна, в моей жизни стало гораздо больше смысла, гораздо больше всяких интересностей. До этого я сидела дома одна, за компьютером, в каких-то онлайн-игрушках, с какими-то онлайн-людьми, в каком-то безрежимье. Мне иногда казалось, что это какой-то беспросветный мрак. Сначала сидишь до утра, где-то играешь, потом ложишься спать. Затем встаешь не пойми во сколько, ешь не пойми как. Готовить я, конечно, готовила, и прибрано у меня было всегда. Но это было все в таком разладе, в таком разбросе. А я как человек, воспитывавшийся большую часть времени в интернате (может, и не в этом дело, не знаю), привыкла, что всегда рядом кто-то был. И вот с появлением ребенка это все вдруг превратилось в классную, отлаженную систему. Мне постоянно куда-то было нужно, я что-то должна была делать. Надо еще успеть погулять: а какая сегодня погода? Надо успеть к врачу: когда пойти, утром или вечером? Я ощущала, что я больше не одна. Мы вместе! Нас двое! Поэтому и счастья гораздо больше, чем каких-то трудностей. Первые смешки, первые улыбки, прижималки детские. За эту радость можно очень и очень многое отдать, по-моему. Положительного на самом деле гораздо больше, просто обычно, когда мы что-то описываем, мы говорим по большей части о сложностях. О положительных моментах все-таки тоже надо писать. Их достаточно много. Просто они примерно одинаковые. Что у зрячих, что у незрячих. Было много всего замечательного: и первые шаги, и первые игрушки, когда ребенок осознанно берет и собирает пирамидку. Это же такая радость! Я не знаю, это не пересказать…

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *